Депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров внесли в Госдуму пакет поправок, предусматривающих существенное ужесточение антитеррористического и антиэкстремистского законодательства.
7 апреля 2016 года депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров внесли на рассмотрение Госдумы два законопроекта, которые предусматривают существенное усиление уголовной ответственности за преступления террористической и экстремистской направленностей, а также содержат ряд нововведений процессуального характера.
В законопроекте о внесении поправок в УК и УПК предлагается по ч. 1 ст. 205 УК (теракт) повысить минимальное наказание с 8 лет до 10 лет лишения свободы. В ч. 3 ст. 205.1 (пособничество терроризму) авторы законопроекта предлагают добавить пособничество захвату заложника, совершенному организованной группой или повлекшему смерть, и пособничество созданию вооруженного формирования, при этом повысив минимальную санкцию с 10 лет лишения свободы до 15 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок в 1-2 года.
Из ст. 205.2 (публичные призывы к террористической деятельности) предлагается изъять возможность назначения принудительных работ, при этом по ч. 1 предусмотрено введение минимальной суммы штрафа в 100 тыс. рублей, а в ч. 2 (призывы, совершенные с использованием СМИ) минимальный срок лишения свободы авторы поправок предлагают установить в 5 лет (в настоящее время не установлен), при этом приравняв призывы в интернете к призывам в СМИ.
За участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5) Яровая и Озеров предлагают лишать свободы на срок от 10 до 20 лет (сейчас предусмотрен срок от 5 до 10 лет). По ст. 208 минимальную санкцию за создание незаконного вооруженного формирования (ч. 1) они хотят повысить с 8 до 10 лет лишения свободы, а за участие в нем (ч. 2) - с 5 до 8 лет.
Законопроект предусматривает введение в УК новой статьи 361 (акт международного терроризма). Под таким актом подразумевается совершение теракта за пределами страны и направленного либо против граждан России, либо против интересов Российской Федерации. Наказание предлагается установить в виде 15-20 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2 лет либо в виде пожизненного лишения свободы. За финансирование международного терроризма (ч. 2 ст. 361) предлагается лишать свободы на срок от от 10 до 15 лет со штрафом до 500 тыс. рублей либо в размере дохода за срок до 3 лет либо без такового. За акт международного терроризма, повлекший смерть людей, авторы законопроекта предлагают наказывать 18-20 годами лишения свободы с ограничением свободы на 1-2 года либо пожизненным лишением свободы.
Отягчающим обстоятельством в целом предлагается признать совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий (п. "л" ст. 63 УК).
Помимо этого, в поправках содержится предложение о введении новой статьи 205.6 о несообщении о готовящемся преступлении по статьям 205, 205.1, 205.2, 205.3 (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности), 205.4 (организация террористического сообщества и участие в нем), 205.5, 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 220 (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами), 221 (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) и 361. Наказывать за несообщение предлагается штрафом в размере 200-500 тысяч рублей или дохода осужденного за 1-3 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет. На близких родственников преступника действие статьи не распространяется.
Кроме того, изменения в ст. 20 УК предусматривают снижение до 14 лет возраста наступления уголовной ответственности по ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.4, ч. 2 ст. 205.5, ст. 205.6, ч. 2 ст. 208, ст. 211, ч. 2 ст. 212 (участие в массовых беспорядках), статьям 277, 360, 361. При этом законопроект предусматривает освобождение несовершеннолетних от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа по ч. 1 ст. 205, ст. 205.3, ч. 2 ст. 205, ч. 1 ст. 208, но запрет на такое освобождение несовершеннолетних по ст. 205.2. В настоящее время из "террористических" статей несовершеннолетние могут быть осуждены только по статьям 205, 206, 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма).
Существенное ужесточение, по мысли авторов законопроекта, должно произойти и в части наказаний за преступления экстремистской направленности: из статей 282, 282.1, 282.2, 282.3 предлагается полностью исключить все меры наказания, не связанные с лишением свободы. Так, поправки предусматривают, что возбуждение ненависти либо вражды должно наказываться 2-5 годами лишения свободы (по ч. 1 чт. 282) или 3-5 годами (по ч. 2).
За организацию экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1) предлагается лишать свободы на срок от 5 до 8 лет с запретом на профессию на срок до 10 лет и ограничением свободы в 1-2 года, за вербовку в него (ч. 1.1) - на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы в 1-2 года, за участие (ч. 2) - на срок от 4 до 6 лет с запретом на профессию до 5 лет или без него и ограничением свободы до 1 года, а за совершение этих преступлений с использованием служебного положения - на срок от 6 до 10 лет с запретом на профессию до 10 лет или без него и ограничением свободы в 1-2 года.
Аналогичные ужесточения предлагается ввести и в ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации): по ч. 1 предусмотрено только лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с запретом на профессию на срок до 10 лет или без него и ограничением свободы до 2 лет или без него, по ч. 1.1 (вербовка) - на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы в 1-2 года, по ч. 2 (участие в деятельности такой организации) - на срок от 4 до 6 лет с запретом на профессию до 5 лет или без него и ограничением до 1 года или без него, а по ч. 3 (преступление, совершенное с использованием служебного положения) - на срок от 7 до 10 лет с запретом на профессию на срок до 10 лет или без него и ограничением свободы до 2 лет.
За финансирование экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.3) Яровая и Озеров предлагают назначать наказание только в виде лишения свободы на срок от 6 до 8 лет, а за те же деяния, совершенные с использованием служебного положения - на срок от 7 до 10 лет.
Более того: в поправках есть и предложение о введении в УК статьи 282.4 о содействии экстремистской деятельности, т. е. склонении, вербовке или вовлечении в преступление по статьям 280, 280.1 , 282 или 282.3 или иное преступление экстремистской направленности. За подобное содействие, даже однократное, предлагается наказание в виде 5-8 лет лишения свободы со штрафом до 500 тыс. руб. или зарплаты осужденного за срок до 3 лет или без такового. За совершение этого преступления с использованием служебного положения (ч. 2) предусматривается лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафов в размере от 500 тыс. - 1 млн рублей либо дохода осужденного за 3-5 лет или без такового. При этом, по мнению авторов законопроекта, если преступление было предотвращено или пресечено благодаря действиям "содействующего", то он подлежит освобождению от ответственности.
Законопроект также содержит изменения в УК, которые относят примечание об освобождении от наказания по статьям 205, 208, 282.1, 282.2 добровольно сдавшихся лиц только в том случае, если они впервые совершили преступление по соответствующей статье.
Помимо этого, во внесенном Яровой и Озеровым законопроекте есть ряд процессуальных нововведений. Одна из поправок (в ст. 12 УК и ст. 2 УПК) разрешает проводить отдельные процессуальные действия за рубежом в отношении иностранцев, если это предусмотрено международными договорами и иными международными документами, по которым Россия взяла на себя обязательства.
Другая поправка касается проведения срочных обысков и других следственных действий без получения судебной санкции. Если сейчас об этих действиях прокурора и суд нужно уведомлять в течение 24 часов, то авторы законопроекта предлагают расширить этот срок до трех суток.
Дополнение к ст. 186.1 УПК вводит возможность получения следователем по судебному решению электронной переписки пользователя за период до трех лет. Второй законопроект, внесенный Яровой и Озеровым, обязывает провайдеров хранить эту переписку.
Он также устанавливает, в частности, что режим контртеррористической операции может вводиться для пресечения и раскрытия преступлений по ст. 206, ч. 4 ст. 211 и по статьям 277, 278, 279, 360, если преступление сопряжено с осуществлением террористической деятельности, и вводит штрафы за нарушения законодательства о противодействии терроризму для экспедиторов.
Кроме того, предлагается лишать российского гражданства тех, кто получил его, но совершил преступление, предусмотренное статьями 205-206, 208, 211, 277-282.4, 360 и 361 УК. Исключение делается для тех, у кого иного гражданства, кроме российского, нет.
Дополнение к ст. 15 закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает введение ограничения на выезд за пределы страны на срок 5 лет для лиц, получивших предостережения о недопустимости преступлений по статьям 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, частям 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, статьям 353, 356, 357, 358, 361, а также для всех, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с террористической деятельностью преступления по статьям 277, 278, 279 и 360 или преступления экстремистской направленности.