Новости по теме

Уточнены антиэкстремистские функции МВД

6 сентября 2008 года был подписан и вступил в силу Указ Президента России "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской федерации", в котором в частности, уточнен ряд функций, связанных с преступлениями экстремистской направленности.

Главным изменением является то, что на базе ныне существующих подразделений по борьбе с организованной преступностью (УБОПы, ОБОПы) создаются два отдельных подразделения

- по противодействию экстремизму и

- по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (таковыми считаются участники судопроизводства - потерпевшие, свидетели, эксперты и др. [1], а также судьи, прокуроры, следователи и т.п. [2]).

Расследования же преступлений общеуголовного характера, совершенных "организованной преступностью", возложено на подразделения уголовного розыска.

Соответственно, в структуре министерства фактически упраздняется Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ). Вместо него образовывается более специализированный Департамент по противодействию экстремизму, возглавляемый генерал-лейтенантом милиции, у которого будет один первый заместитель и один заместитель.

Одновременно специализированный Центр по борьбе с терроризмом преобразован в Центр обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму.

Кроме этого, образовывается отдельное Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Если абстрагироваться от неопределенности понятия "экстремизм" в российском законодательстве, эту реорганизацию можно расценить как исключительно позитивное функциональное преобразование. Оно не просто закрепляет сложившуюся практику (напомним, и ранее преступления неонацистов расследовали УБОПы), но и развивает ее в сторону выделения "экстремистских" преступлений в особый вид преступности, требующий специализированного подхода и специальных навыков в их расследовании.

Функции по обеспечению безопасности участников судопроизводства по контексту Указа Президента не рассматриваются как "антиэкстремистская" деятельность, что вполне логично - ведь опасности могут подвергаться участники процессов по совершенно разным делам. Но, во-первых, нельзя не отметить сам факт того, что, как и "экстремизм", правоохранительные органы выделяют это в самостоятельный специализированный вид деятельности. А во-вторых, для расистских, неонацистских преступлений эта специализированная функция также важна, т.к. при нынешнем размахе деятельности и взаимосвязях праворадикальных, неонацистских группировок безопасность участников процессов над ультраправыми находится под угрозой (достаточно вспомнить убийство Николая Гиренко и нападения на экспертов Дмитрия Дубровского и Валентину Узунову в Петербурге).

=======

[1] Ст. 2 ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

[2]. Ст. 2 и ч.1 ст. 12 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"

Ссылки на данную статью [1]