"Русский марш" в Люблино
На "Русский марш" в Люблино, организаторами которого выступили Ассоциация народного сопротивления (АНС), Комитет "Нация и свобода" (КНС) и Национал-революционный авангард (НРА), собралось, по подсчетам наблюдателей центра "Сова", не более 150 человек (в 2017 году — около 200). Помимо перечисленных организаций, в шествии участвовали представители "Экологического авангарда" и Национальной организации русской молодежи (НОРМ), а также православные хоругвеносцы (отделившиеся от СПХ).
Еще до начала шествия были задержаны Дмитрий Карасев (лидер АНС), Павел Лебедянский (лидер НРА) и Никита Зайцев (АНС). Их доставили в ОВД и допрашивали в качестве свидетелей в рамках расследования некого дела о хулиганстве.
Во время прохождения через рамки металлоискателей были задержаны Андрей Народный (Антон Беляченко), Анастасия Медникова (КНС), Алексей Воронцов и Марк Отвельнов. Их доставили в ОВД, но по окончании акции отпустили. После митинга был задержан 14-летний участник акции "Бессрочный протест", которого также отпустили.
Сотрудники полиции не пропустили на марш баннеры КНС "За национальное и социальное государство" и "Долой диктатуру!", а также флаги и повязки с соколом Рюрика.
Шествие по традиции возглавляли хоругвеносцы, за ними шли представители КНС с баннерами "Нет политическим репрессиям", имперскими флагами и плакатом "Китай, вон из Сибири", далее следовала объединенная колонна АНС, НРА, экологов и НОРМ с баннерами "За хлеб и свободу нашего народа", "Не забывай свои корни" и черно-зелеными флагами, общими для многих групп этой колонны.
По ходу шествия марширующие скандировали: "Империя, люстрация, десоветизация", "Свободный, социальный, национальный", "Нация и свобода", "Отменить 282", "Довольный народ без власти господ", "Нация, свобода, социализм", "Заучи как дважды два, лишь борьба дает права", "Слава России", "Не забывай свои корни", "Госдуму, власть, правительство, центр "Э" к чертям собачьим", "Мы ненавидим правительство", "Один за всех и все за одного", "Жизнь и свободу русскому народу", "Сибирь будет русской", "Дальний Восток будет русским", "Москва будет русской", "Россия - это Европа", "Долой, долой, долой чекистский строй", "В борьбе обретешь ты право свое", "Жулики и воры, пять минут на сборы", "Дембель неизбежен" и т. д. Звучали призывы освободить задержанных ранее Карасева, Лебедянского, Зайцева и Народного, а кроме того, осужденных Дмитрия Демушкина и Александра Белова, находящегося под арестом лидера "Черного блока" Владимира Ратникова, фигурантов дела "Нового величия" и "всех политзаключенных".
Шествие закончилось митингом, который вел Михаил Пулин (АНС). На митинге выступили Георгий Шишков (КНС), начавший свое выступление словами "нас несколько мало, но это больше, чем ничего", Василий Хреннаков (АНС), пожаловавшийся на то, что Россию "душат мигранты, приехавшие с Кавказа и Азии", Анастасия Зиновкина, прочитавшая речь задержанного Андрея Народного, и Михаил Полежаев (Национал-революционное объединение "Вольная Русь"). Остальные выступавшие не называли своих фамилий и представились как "камрад Никита" (НРА), "соратник Даниил" ("Бессрочный протест"), "соратник Мирослав" (КНС) и "соратник Даниил" ("Черная фаланга"). В заключение была объявлена минута молчания в честь "павших правых соратников".
На акции присутствовал один из экс-лидеров "Новой оппозиции" Марк Гальперин, который вел трансляцию происходящего.
Отметим, за право проведения марша в Люблино с организаторами этого шествия боролась другая коалиция националистов во главе с "Правым блоком". В течение нескольких недель перед маршем эти два центра подготовки акции изливали друг на друга потоки обвинений в сотрудничестве со спецслужбами. Заявки подавали оба блока, однако согласования смог добиться только блок АНС и КНС. Накануне "Русского марша" лидер проигравшей коалиции Иван Белецкий ("Правый блок") в социальных сетях призвал своих сторонников прийти в Люблино за два часа до начала согласованной акции для "перехвата инициативы на кураторском марше". Но к назначенному времени почти никто из сторонников Белецкого не пришел. Сами соратники "Правого блока" утверждали, что перехвата не произошло не из-за их малочисленности, а по вине полиции, не пропустившей символику "Правого блока", и малочисленности акции в целом. В итоге из соратников Белецкого на марше мы заметили всего несколько человек, включая Илью Сотникова ("Воля нации"), Дмитрия Михайлова (Институт национальной политики) и человека, представляющегося как "Daniel Greek" ("Черная фаланга").
Утром сотрудники правоохранительных органов задержали Владимира
Бурмистрова ("Правый блок") и пытались проникнуть в квартиру Дмитрия
Голикова ("Правый блок"). Дома у Бурмистрова прошел обыск, а его самого допросили в качестве свидетеля по тому же делу, в рамках которого допрашивали Карасева, Зайцева и Лебедянского. 2 ноября в Туле с рейсового автобуса сняли пятерых человек, которые направлялись в Москву для того, чтобы принять участие в "Русском марше".
Белецкий также призывал на Пушкинскую площадь на "сбор правых автономов". Однако в назначенное время на Пушкинской площади никто из автономных националистов не был замечен.
"Русский марш" на "Октябрьском поле"
Марш по традиционному маршруту от метро "Октябрьское поле" до метро "Щукинская" был организован Постоянно действующим совещанием Национально-патриотических сил России (ПДС НПСР) и русским национальным фронтом (РНФ), причем активнейшую роль в мероприятии, также по традиции, играли Партия "Великая Россия" и преемники (но без соответствующей символики) запрещенных Народного ополчения им. Минина и Пожарского (НОМП) и Армии воли народа (АВН).
Группы участников, непосредственно ассоциирующиеся, судя по символике, именно с указанными организациями, насчитывали примерно по 30 человек. В марше в общей сложности участвовало, по подсчетам наблюдателя центра "Сова", около 320 и точно не более 350 человек, то есть лишь чуть менее, чем в 2017 году. Помимо уже названных организаций и коалиций, в мероприятии приняли участие другие организации, группы которых вместе с примкнувшими к ним другими участниками, насчитывали около двух десятков человек каждая:
- Союз православных хоругвеносцев (СПХ), который, как всегда, шел впереди (впрочем, возглавлял шествие человек с большим имперским флагом);
- группа представителей разных православно-патриотических групп с пестрым набором флагов и баннером против гей-парадов и "растления детей", в которой был замечен протоиерей Всеволод Чаплин;
- Русское имперское движение (РИД) и клуб "Имперский легион", к которым примкнули нереестровые казаки из Страстной сотни;
- "Черная сотня".
Собравшиеся несли большие баннеры "Русский марш", "За национальную и социальную справедливость", "Русская власть - царская власть", "Долой власть олигархов" (баннеры РНФ), "Коррупционерам и олигархам - тюрьма!" (ПДС НПСР и РНФ), "За Русь православную без кощунства и орды" (РИД), "Наш выбор русская власть", "Национализация по-русски - Вернуть и преумножить", "Лживые выборы - преступная власть" ("Великая Россия"), а также "Не в силе Бог, а в правде. За землю русскую", "Вернём себе Россию! Царь Иван Грозный", "Прости нас, Государь!" и другие.
Участники несли имперские флаги с разными надписями (больше всего их было у сторонников ПДС НПСР и РИД), собственный флаг "Великой России", а также отдельные флаги за Россию без абортов и сухой закон; красно-черный флаг с надписью "1-й ударный отряд" нес РИД; были замечены также личные флаги царя Алексея Михайловича (синий вертикальный крест с белыми и красными полями по диагонали). Участники несли портреты заключенных националистов, а также погибших боевиков ДНР и ЛНР. Полиция не разрешала пронести на марш небольшой по размеру флаг Новороссии, но в результате такие флаги были тоже.
Ближе к концу шествия Кирилл Мямлин ("Институт высокого коммунитаризма") и за ним Елена Рохлина (ПДС НПСР) скандировали кричалки:
"Русский марш - русофобов на фарш", "Русский порядок на русской земле", "Русским - русская страна, отменить 282", "Свободу политзаключенным", "Хочешь жить без кровососов - прогони единороссов", "Единство нации - конец оккупации", "Киев - русский город", "Москва - русский город", "Наше поколение - за сопротивление", "Русская доля - правда и воля, удел россиян - страх и обман", "Свободу полковнику Квачкову", "Скажем дружно этой швали: вы нас всех уже достали", "Власть - на суд народа", "Верное решение - правое (русское) движение", "Нет исламизации - слава русской нации", "Народ, не спи: избрал - суди", "Сегодня мигранты, завтра - оккупанты", "Слава Христу - смерть антихристу", "Олигархов в тюрьму за оккупацию и насилие над русской нацией", "России - русскую власть", "Полиция, не служи оккупантам, служи народу", "Русский значит трезвый", "Долой власть чекистов" и другие.
Митинг по окончании шествия вел Владимир Филин ("Движение за национализацию и деприватизацию", РНФ), сам он резко критиковал власть и наравне с ней - финансовый капитал и заявил, что "власть дождется русского бунта, а он страшен". Ораторы в большинстве своем высказывались довольно радикально. Кирилл Мямлин во всех бедах обвинил "ту секту, которая всех называет гоями", и призвал к восстановлению отсутствующего, по его словам, конституционного порядка. Александр Холин (главный редактор журнала "Атаман", член Союза казачьих войск России и зарубежья, СКВРиЗ) после слов о том, как "царя-удержителя принесли в жертву сатане" провозгласил, что царь жив и НОМП существует. Александр Штильмарк ("Черная сотня") обличил "поганую власть" в том, что она сознательно "отдала десятки миллионов русских жидобандеровцам".
Выступали также не представившийся представитель СПХ, Елена Рохлина, Юрий Екишев (бывший НОМП), Сергей Смирнов ("Великая Россия"), Павел Васильев (московское отделение РИД). В результате конфликта между протоиереем Всеволодом Чаплиным и представителем одной из ветвей Истинно-православной церкви не выступили оба.
Резолюцию митинга в заключение предложил Андрей Савельев, лидер "Великой России". Резолюция констатировала, что действующая власть - самозваная и антиконституционная - попирает российскую традицию. Далее предлагалось отстранить от власти всю правящую верхушку и создать переходное правительство из людей, не имевших отношения к постсоветской власти. Это правительство должно провести выборы на беспартийной основе, не допуская до участия деятелей нынешних зарегистрированных партий. Новая власть должна отменить все либеральные реформы, начиная с приватизации, конфисковать имущество нынешних чиновников и олигархов. Предполагается также освободить всех политзаключенных и посадить тех, кто их сажал, от полицейских до экспертов. Для реализации всей этой программы резолюция обращалась к служащим вооруженных сил и правоохранительных органов. Резолюция была встречена криками "Любо!".
На марше был задержан полковник ВС в запасе Михаил Шендаков, несший плакат с фотографиями Путина и крысы и надписью "Пора травить крыс!". На него составили протокол по ч. 8 ст. 20.2 КоАП (повторное нарушение установленного порядка проведения митинга).
Митинг ЛДПР на Пушкинской площади
4 ноября на Пушкинской площади Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) провела праздничный митинг в честь Дня народного единства. Мероприятие собрало около 470 участников. На входе участников ждала обязательная регистрация с целью участия в розыгрыше подарков от ЛДПР. В качестве главного приза был обещан iPhone X.
С исполнения знаменитой блатной песни "Таганка" начался митинг-концерт, который вел бывший помощник депутата
Андрея Лугового депутат Борис
Чернышов. Перед собравшимися выступили и другие депутаты от ЛДПР: Василий Власов (самый молодой действующий депутат Государственной думы) и Михаил Дегтярев
(экс-кандидат на пост мэра Москвы). Оба оратора критиковали Запад и "западные ценности" и
призывали к союзу с Востоком, поминая недавнюю поездку представителей фракции по республикам Средней
Азии. С особым удовлетворением они отмечали победы кандидатов от ЛДПР на последних выборах.
Депутатов сменили барабанщицы и мужской хор ЛДПР. Под исполнение "Боже, царя храни" появились депутаты Государственной думы во главе с лидером Владимиром Жириновским.
Речь Жириновского представляла собой пространный исторический экскурс в историю русской смуты, которая, по мнению оратора, продолжается и сейчас. Он также рассказал, что под эгидой ЛДПР создается широкое внепартийное движение "Земляки", но не конкретизировал программу.
По окончании митинга студенты "дочерней фирмы ЛДПР" - Института мировых цивилизаций - устроили танцевальный флешмоб, к которому присоединились выступавшие на митинге ораторы и некоторые участники мероприятия. Митинг завершился обещанным розыгрышем призов.
Несостоявшийся крестный ход у камня Страстного монастыря на Пушкинской площади
Представители движения "Сорок
Сороков" во главе с Андреем Кормухиным собрались 4 ноября в сквере у памятника Пушкина. Накануне в социальной сети "ВКонтакте" они
активно призывали присоединиться к крестному ходу 4 ноября
2018 года у памятного камня Страстного монастыря.
Судя по всему, разрешение на проведение крестного хода должна была получить община Страстного монастыря, базирующаяся в храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. На сайте общины было опубликовано объявление о проведении крестного хода, и представители "Сорока сороков" решили присоединиться к акции. В назначенное время Андрей Кормухин с небольшой группой единомышленников (до 20 человек) собрались у камня. Вскоре появились представители общины (20-30 человек), и тогда выяснилось, что разрешение на проведение крестного хода не было получено. Собравшиеся приняли решение ограничиться чтением акафиста. К группе молящихся присоединились и случайные прохожие - в целом в мероприятии участвовало до 80 человек.
Фоторепортаж с марша в Люблино