15 ноября 2006 г. в Госдуме в рамках "правительственного часа" выступили генеральный прокурор РФ Юрий Чайка и министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев с предложениями мер борьбы с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, а также на почве национальной ненависти.
Генпрокурор выступил за внесение дополнений в Федеральный закон "О противодействии экстремисткой деятельности". В частности, по мнению Чайки, его необходимо дополнить положением о возможности признания судом информационных материалов экстремистскими в тех случаях, когда они являются анонимными или изданы на территории других государств.
Ю.Чайка также выступил за создание в России Центра по проведению лингвистических и других экспертных исследований печатных, а также аудио- и видеоматериалов на предмет наличия в них экстремистского содержания.
Кроме того, по его мнению, могли бы быть созданы специальные экспертные советы, которые на законных основаниях рассматривали бы материалы на предмет содержания в них экстремистских призывов.
Генпрокурор отметил, что ряд экстремистских материалов практически бесконтрольно распространяется в Интернете. "В связи с этим полагаем целесообразным установить уголовную ответственность для распространителей экстремистской литературы и держателей интернет-сайтов за размещение и распространение экстремистских материалов в сети", - сказал он. Также, по его словам, необходимо предусмотреть ответственность компаний-провайдеров, которые предоставляют место в Интернете для размещения экстремистских сайтов. Наказание, как отметил генпрокурор, должно быть вплоть до ликвидации таких компаний.
То же самое должно относиться и к организациям, занимающимся издательской деятельностью и выпуском печатной продукции экстремистского содержания.
Генпрокурор напомнил, что в Госдуму уже внесены предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за незаконное изготовление и сбыт нацистской атрибутики и символики. Кроме того, в Уголовный кодекс предлагается внести статью, которая устанавливает ответственность за вандализм, совершенный по мотивам расовой, политической или религиозной ненависти.
"Конечно, требуется усилить ответственность. Уголовную ответственность за осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма, совершенных по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти", - заявил прокурор.
Ю. Чайка подверг критике работу органов внутренних дел за недостаточную борьбу с экстремизмом в стране. "Значительное место в предупреждении национализма и экстремизма по закону отведено органам внутренних дел. Но практика показала, что в оперативно-розыскных мероприятиях много формализма", - заявил Ю.Чайка. По его мнению, оперативники порой не располагают необходимыми сведениями для того, чтобы упреждать противоправные действия экстремистских группировок. "Пока органы внутренних дел преимущественно работают в режиме реагирования на свершившиеся факты", - заметил генпрокурор.
Он отметил, что элементарные просчеты допускаются и при расследовании уголовных дел. Все это вместе с недостаточной подготовкой гособвинителей к процессам, особенно с участием присяжных заседателей, иногда приводит к тому, что обвинение в совершении преступления именно по мотивам национальной вражды суду не удается доказать.
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заявил, что в рамках борьбы с экстремизмом нужно ужесточить штрафы за участие в несанкционированных митингах и ввести уголовную ответственность за преступления по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной и религиозной вражды. По его словам, интернет нужно признать средством массовой информации и применять к нему действующее законодательство, касающееся ответственности СМИ за его нарушение.
Р.Нургалиев также добавил, что необходимо повысить ответственность за призывы к экстремистской деятельности, возбуждению национальной вражды и организацию экстремистского сообщества, а также ввести уголовную ответственность за вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность. В МВД также как и в Генпрокуратуре полагают, что нужно совершенствовать законодательство с целью предотвращения распространения экстремистской литературы и идей.
Также генпрокурор и глава МВД РФ озвучили статистику подобных преступлений.
Отметим, что, по нашему мнению, проблема не в недостаточной жесткости антиэкстремитского законодательства, а в его аморфности и неэффективном правоприменении. (см., например, комм. Л.Левинсона, А.Верховского на новые "антиэкстремитские поправки, вступившие в силу 28 июля 2006 г.)
Чайка предложил проверять информационные материалы на экстремизм // РИА Новости. 2006. 15 ноября.
Генпрокурор РФ критикует оперативников за слабую борьбу с экстремизмом // РИА Новости. 2006. 15 ноября.