Новости по теме

"Антитеррористические" законы расширяют все сильнее

3 апреля 2014 года Комитет Государственной Думы по безопасности подготовил поправки ко второму чтению пакета законопроектов, направленных на борьбу с терроризмом.


В конце февраля 2014 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении пакет законопроектов, состоящий из законопроекта № 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования противодействия терроризму)", законопроекта № 428884-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и законопроекта № 428896-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных средств)".

3 апреля 2014 года Комитет Госдумы по безопасности принял поправки ко второму чтению к законопроекту № 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования противодействия терроризму)".

Так, вносится поправка, увеличивающая наказание по ст. 212 УК (массовые беспорядки) с 4–10 до 8–15 лет лишения свободы, и меняется ее формулировка. Расширяется действующий текст статьи, наказание последует не только за организацию, но и за подготовку массовых беспорядков, а перечень средств, применяемых при массовых беспорядках ("применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств") предложено дополнить фразой "веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих".

Ст. 212 УК, по замыслу авторов, будет дополнена ч. 4, предусматривающей наказание за "приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке" для организации массовых беспорядков.

Кроме того, предложены дополнения в ст.ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации), в которых будет предусмотрена ответственность (от одного года до шести лет лишения свободы) за "склонение, вербовку или иное вовлечение лица" в работу экстремистской организации.

Предлагаются также поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, меняющие подсудность ряда дел; изменения в КоАП, повышающие минимальный размер штрафа по содержащейся в тексте законопроекта с. 15.27 (финансирование терроризма) с 1 до 10 миллионов рублей, и поправки, предписывающие региональным властям в рамках закона "О противодействии терроризму" проведение "мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов".

Вместе с тем предлагается несколько сузить полномочия ФСБ, предложенные в законопроекте к первому чтению: сотрудники службы получат право на личный досмотр и проверку документов лишь граждан, подозреваемых в совершении преступлений и правонарушений, подведомственных ФСБ.

Дата второго чтения пока не определена. По словам Ирины Яровой, рассмотрение может быть назначено на 15 апреля, когда готовы будут два других документа из антитеррористического пакета ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных средств)".

Предложенные поправки мы оцениваем крайне негативно. Такие формулировки, как "подготовка массовых беспорядков" и "вещества и предметы, представляющие опасность для окружающих", кажутся нам ведущими к расширительным толкованиям и, соответственно, к неправомерным преследованиям.

"Занятиями по физической и психологической подготовке для организации массовых беспорядков" могут быть сочтены, например, туристические слеты, организованные оппозиционными организациями, или, скажем, лекции для молодежи, посвященные тем или иным вопросам текущей политики.

А такое нововведение в "экстремистские" статьи, как "склонение, вербовка или иное вовлечение лица", настолько расширительно, что, на наш взгляд, может с высокой вероятностью может привести к произволу.

Ссылки на данную статью [21]