В связи с замедлением работы Twitter, организованным Роскомнадзором 10 марта 2021 года, нам стало известно, что еще 12 февраля 2020 года Правительство приняло Постановление "Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования". На основании этого документа ведомство и смогло снизить скорость доступа к фото и видео в социальной сети, а также сообщило о готовности полностью ее заблокировать в случае неисполнения своих требований.
Сославшись в своем официальном заявлении на Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", РКН внес распространение информации социальной сетью в "перечень угроз". Так называемый "закон о суверенном интернете", действительно, предписывает технические меры по защите российского сегмента интернета от неких угроз, но перечня угроз в ФЗ нет - он присутствует именно в принятом в феврале Постановлении. Согласно п. 5 Постановления, под угрозой безопасности функционирования интернета на территории России понимается в том числе "нарушение способности сети связи противостоять <...> воздействиям, связанным с распространением в сети "Интернет" информации, доступ к которой подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации".
К мерам по противодействию подобным угрозам относится, согласно п. 13 Постановления, "изменение маршрутов сообщений электросвязи". Именно к этому способу снижения скорости доступа к Twitter сети, по данным СМИ, и прибегло ведомство.
Мы сомневаемся в правомерности подобного способа борьбы с неисполнением требований Роскомнадзора. Для сравнения, частичное или полное ограничение доступа к ресурсу предусмотрено поправками, внесенными в конце прошлого года в ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Поводом для такого вмешательства, согласно закону, может стать ограничение либо распространения общественно значимой информации в России, либо права граждан России свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Таким образом, для платформ, ограничивающих права российских граждан, замедление трафика установлено как санкция. Следовательно, замедление трафика и рассматривается законодателем как санкция. Но в связи с неудалением противоправного контента замедление предусмотрено лишь в Постановлении Правительства как техническая мера, в то время как любые санкции должны быть прямо установлены в законе.