Руководителя орского отделения МГЕР предостерегли за отчет о возложении цветов к могиле венгерских военнопленных накануне 23 февраля.
15 апреля 2021 года прокурор Оренбургской области ответил на запрос депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина об акции, в ходе которой прошло возложение цветов к могиле венгерских военнопленных.
Акцию провели накануне дня защитника Отечества члены орского отделения "Молодой гвардии «Единой России»" (МГЕР). Они распространили в соцсети следующее сообщение: "В рамках акции «Защити память героев». 22 февраля Молодая Гвардия совместно с Молодежной Палатой и Российским Союзом Молодежи почла память военнопленных, захороненных на кладбище поселка Мостострой, и советского военного – Анатолия Михайловича Пузикова. Давайте вместе чтить историю и помнить, что «война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат»".
В марте внимание на акцию обратили местные СМИ. Они отметили, что в братской могиле захоронены военнопленные, ранее сражавшиеся за страны гитлеровской коалиции, в том числе венгерские, в память о которых на могиле установлен камень, к которому и возложили цветы активисты.
Прокурор направил руководителю орского отделения МГЕР Марине Абрамовой предостережение о недопустимости нарушения закона, в котором разъяснил, что в случае повторных нарушений она может быть привлечена к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 354.1 УК (публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России). Кроме того, мэру Орска внесено представление о необходимости скорректировать список памятных мест в городе (как именно предполагается его скорректировать, не уточняется).
Мы полагаем, что достаточных оснований для направления предостережения должностным лицам МГЕР не было. Прокурорские предостережения направляются "в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях". Очевидно, что активисты возложили цветы по ошибке, не разобравшись в том, кто захоронен в братской могиле, и такие поступки могут заслуживать общественного порицания. Но они не имели злого умысла и не готовили каких-либо противоправных деяний.