Екатеринбургская "Православная газета" публикует статью известного церковного публициста, профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева "Как относиться к исламу после Беслана?". По мнению автора, "исламский мир", несмотря ни на какие заявления мусульманских лидеров, нельзя считать совершенно неповинным в распространении "терроризма от имени ислама": "...телеинъекции на тему "у терроризма нет национальности и религии", каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов взрывают наши самолеты и школы! С этим "политокрректным" тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей... То даосы взорвут самолет... То христиане подорвут кинотеатр... Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов... Но ведь все очевидно не так".
"Может быть, терроризм - это следствие искаженного понимания Корана, - продолжает А. Кураев. - Но ведь - именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя!"
Бесланскую трагедию он рассматривает как "религиозное преступление. Ритуальное убийство. Убийство детей, совершенное с молитвой и во имя веры террориста. С криком "аллах акбар" террорист убивает людей, принося их в жертву своей религиозной идее". С точки зрения А. Кураева, "оценка этих, говоря юридическим языком, "деяний", не может подниматься выше той планки, которую подчеркнул Патриарх Алексий в своем послании к президенту президенту РФ В. В. Путину в связи с массовой гибелью заложников в Беслане от 3 сентября: сатанизм ("Сбросив все маски, терроризм явил свое сатанинское лицо: поправ все святое, Бога не боясь и людей не стыдясь, так называемые "борцы за свободу" подняли свои, обагренные невинной кровью руки на детей")".
А. Кураев оговаривается, что "не утверждает, будто сатанизм - это оценка ислама", но настаивает на ответственности мусульманских деятелей за преступления экстремистов. Количество мусульман, поддерживающих террористов и считающих их героями, пишет он, так велико, что "это болезнь уже всего исламского сообщества". "Мир ислама ответственен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность", - заявляет автор.
Конечно, он согласен с тем, что "все же не все мусульмане - террористы", и призывает не забывать, "что среди детей, погибших в бесланской школе, было немало мусульман". Но все-таки, по его мнению, ислам виноват - "в том, что недостаточно яростно защищает свою святыню - Коран - от фанатичных перетолкований", и "в том, что он позволяет использовать себя".
Терроризм несет с собой опасность установления тотального контроля над обществом: "...когда страх начинает пронизывать все поры общества, тогда можно сказать: 'Люди, мы можем вас спасти! Но, для этого позвольте надеть на всех вас ошейники!'". А. Кураев уверен, что избежать этого, избавиться от страха и противостоять террору можно, лишь вооружившись верой: "Мужество может вернуть только религиозное мировоззрение. Потому что только оно вообще способно избавлять от страха смерти. Только религия позволяет смотреть через смерть - дальше. Без веры в Божий Промысел и в даруемую Им Вечность сегодня уже затруднительно пересекать границы метро и аэропортов". Уже заговорили о том, что террористы объявили России войну. А раз так, пишет А. Кураев, то "на войне как на войне: на войне не бывает атеистов".
См. также:
Вязовский А. Как относиться к Кураеву после статьи в "Известиях"? // Научный атеизм. 2004. 20 сентября. (Ядовитые критические замечания на статью А. Кураева буквально по пунктам. Цитата: "Все-таки, циничная статья. С одной стороны, Кураев полстатьи указывает на ислам как на источник терроризма, а в конце, одним абзацем "отмечает", что не все мусульмане сегодня - террористы. Спасибо, а то сами мы этого не знали".)
Полосин Али Вячеслав. Ответ А.Кураеву. Библия, Коран и Беслан... Влияет ли национальность киллера на нашу веру в Бога? // Ислам.Ру. 2004. 23 сентября. (Цитата: "Объективное рассмотрение вопроса не позволит найти в Исламе корней терроризма. Конечно, в арабском мире, живущем далеко не всегда и не везде по законам шариата, проблем хватает, их можно и нужно обсуждать, но без оскорбления сотен миллионов мирных и законопослушных мусульман, славящих Творца по всему миру своими добрыми деяниями и добропорядочной, благочестивой жизнью.
Мы видим вокруг много заказных убийств известных деятелей. Можно ли судить о религии неустановленного заказчика таких убийств по национальности или формальной религиозной принадлежности пойманного киллера? А какая разница между одним киллером и группой киллеров, финансируемых из-за рубежа?".)
Еще один отклик на статью А.Кураева:
Соломонов. Ю. ИМПЕРИЯ ИДЕТ КО ЗЛУ // Новая газета. 2004. 23 сентября.
История с религией: Михаил МЕНЬ: "Терроризм использует религиозный фанатизм для подготовки кадров" // Московский комсомолец. 2004. 18 октября. (Цитата:
— Диакон Андрей Кураев, заявил, что терроризм имеет мусульманские корни. Вы с ним согласны?
— Признаюсь, после прочтения его статьи остался тяжелый осадок. Не время сейчас противопоставлять мусульман христианам, а Россию — западному миру. Хотя согласен с ним — мусульманские религиозные деятели должны чаще публично заявлять свою позицию.
Терроризм не имеет мусульманских корней, так же как католических (баски) или протестантских (Северная Ирландия). Он использует религиозный фанатизм для подготовки кадров. Масштаб терроризма, ассоциирующегося с радикальным исламом, несопоставим с масштабом, скажем, ИРА или ЭТА. Но во всех случаях терроризм остается всего лишь инструментом для достижения политических целей. Организаторы этого теракта не могут считаться верующими, к какой бы конфессии они себя ни относили. Методы, которыми руководствуются террористы, очень опасны, поскольку провоцируют религиозные и межэтнические войны. А они являются самыми жестокими и кровавыми.)