14 ноября сайт "Полит.Ру" опубликовал фрагмент книги дагестанского социолога Энвера Кисриева "Ислам и власть в Дагестане", которая выходит в издательстве О.Г.И. в серии "Полит.ру/О.Г.И. Социальные исследования". Э. Кисриев, основываясь на материалах социологических исследований 1997-2002 гг., строит шкалу уровней религиозности населения Дагестана и приводит данные о численности "глубоко верующих мусульман" среди наиболее многочисленных этнических групп в республике.
Он выделяет пять "уровней религиозной (исламской) приверженности среди мусульманских народов современного Дагестана":
1. Глубоко религиозные мусульмане. Их жизнь подчинена принципам и нормам ислама. Среди них алимы (знатоки ислама), лица, исполняющие обязанности, связанные с отправлением культа: мулы, имамы мечетей и т. д., но большинство - это простые верующие, проявляющие и личное религиозное рвение, и необходимую общественную активность религиозного характера.
2. Люди, находящиеся в сфере определяющего воздействия на них исламских религиозных ценностей. Но для них выполнение повседневных обрядов, требуемых от правоверных мусульман, не всегда оказываются обязательными. Они не ходят, как правило, в мечеть и не проявляют общественной активности в религиозной сфере, но откликаются на инициативы активно верующих.
3. Средняя или промежуточная категория. С одной стороны, эти люди ощущают на себе влияние религиозных норм и ценностей, ислам близок их духовным потребностям или оказал заметное воздействие еще в детский период жизни. С другой стороны, они вполне адаптированы к миру секуляризованных отношений и религия почти не играет роли в их повседневной жизни.
4. Люди, находящиеся в сфере определяющего воздействия норм современной светской :европейской; культуры. Религия для них означает историческую традицию и общественную ценность. Они, как правило, называют себя верующими, но почти полностью оторваны от практической стороны исламского исповедания веры и мало этим интересуются.
5. Идеологически убежденные неверующие. Они считают веру в Бога показателями :отсталости; или признаками :психологического свойства;. Они могут хорошо знать содержание религиозных догматов, но это чисто познавательный интерес. Вместе с тем, они, как правило, подчиняются некоторым религиозным обрядам, связанным с похоронами, обрезанием и др.
"Каждая из пяти представленных категорий, выделенных на шкале, - пишет Э. Кисриев, - составляет округленно 20% генеральной совокупности, т.е., всего взрослого :мусульманского; населения республики. Таким образом, по нашим округленным показателям, в Дагестане на одном краю шкалы представлены 20% подлинно верующих мусульман, а на другом - 20% :мусульман;, полностью чуждых религиозной идеологии и практики. Между этими крайностями располагаются еще три категории: один - центральный (средний) и по одному с разных сторон примыкающих к крайним. Каждая из них также может быть путем грубого округления определена по численности в 20% генеральной совокупности".
К числу "глубоко религиозных мусульман", по подсчетам Э. Кисриева, принадлежат примерно 200 тыс. человек. Распределение их в зависимости от этнической принадлежности таково:
аварцы - 38% (76 тыс.);
даргинцы - 20% (40 тыс.);
кумыки - 14% (28 тыс.);
лезгины - 10% (20 тыс.);
лакцы - 4% (8 тыс.);
другие национальности - 14% (28 тыс.).
Доля "ваххабитов" и "тарикатистов" среди "глубоко религиозных мусульман", по оценкам Э. Кисриева, "весьма незначительна и не превышает 6-8 тыс. человек, или в пределах 3-4%".