М. Тульский. Духовные управления мусульман РФ: история возникновения, расколы и объединения (часть 1)

Практически все исламские религиозные организации России объединены в духовные управления мусульман (ДУМ). ДУМ осуществляют идеологическое и финансовое управление общинами и мусульманскими учебными заведениями (университетами, медресе, школами). Классическое ДУМ возглавляется муфтием и подразделяется на несколько мухтасибатов (в ДУМАЧР - казыятов), а каждый мухтасибат во главе с имамом-мухтасибом объединяет несколько приходов, каждый из которых возглавляется имамом-хатыбом (если есть мечеть) или председателем общины (если мечети нет, впрочем, иногда уже неудачные попытки строительства мечети дают председателю повод именоваться имамом-хатыбом). Однако бывают случаи, когда одно ДУМ включает в свой состав несколько других ДУМ (например, Центральное ДУМ России (ЦДУМ) Талгата Таджуддина включает в свой состав 29 региональных ДУМ) или, наоборот, ДУМ не включает в себя мухтасибаты и состоит лишь из нескольких приходов. Иногда посты председателя ДУМ и муфтия разделены (например, в ДУМ Сибири): первый занимается финансово-хозяйственными вопросами, второй - религиозными, однако имеется тенденция перехода к совмещению этих постов даже в тех немногих ДУМ, где они ранее были разделены. Формально муфтиев (руководителей ДУМ) избирает съезд ДУМ, однако фактически случаев, когда делегаты съезда избирали муфтием не того, которого запланировали организаторы съезда, в 1990-2000-е гг. не было ни одного. Формально председателей местных общин и мухтасибов также избирают верующие, но фактически они зачастую назначаются муфтиями (и снимаются с должности ими же). Сегодня в РФ более 60 ДУМ, казыятов и региональных мухтасибатов (не считая мухтасибатов, охватывающих районы, а не субъекты РФ). Кроме того, успешно действуют в России ассоциации, объединяющие несколько ДУМ, каждое из которых самостоятельно и фактически не подчиняется лидеру ассоциации: Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином, Координационный центр ДУМ Северного Кавказа (КЦ СК) под руководством Исмаила Бердиева, ассоциация "Казанский муфтият" Гусмана Исхакова (в последней степень подчинения региональных муфтиев и мухтасибов лидеру ассоциации выше, чем в первых двух).



Духовные управления мусульман перед распадом СССР

В советские времена на современной территории РФ действовали два духовных управлений мусульман (ДУМ): ДУМ европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с центром в Уфе и ДУМ Северного Кавказа (ДУМ СК) с центром в Махачкале. ДУМЕС возглавлял муфтий Талгат Таджуддин (избранный на этот пост 19 июня 1980 г.), ДУМ СК - Махмуд Геккиев.



Распад Духовного управления мусульман Северного Кавказа

Перестройка привела к обострению межнациональных противоречий и уже в марте 1989 г. дагестанцы начали кампанию за смещением муфтия балкарца Махмуда Геккиева, что и произошло на конференции в Буйнакске 13 мая 1989 г., тогда же захвачена и резиденция ДУМ СК в Махачкале. Однако избрать нового муфтия Северного Кавказа больше не удастся, все главы ДУМ СК теперь будут именоваться "временно исполняющими обязанности муфтия". Первым из них стал кумык Магомед-Мухтар Бабатов (тюрки-кумыки хотя и живут в Дагестане, но воспринимаются большинством дагестанцев как "чужаки"), который 10 июля ушел в отставку. 13 июля в Махачкале на заседание совета алимов Северного Кавказа вместо него назначен даргинец Абдулла Алигаджиев. В октябре 1989 г. слагает полномочия уже Алигаджиев и съезд мусульман Северного Кавказа назначает на его пост также даргинца Ахмеда Магомедова - все кандидаты в муфтии были дагестанцами, а казый Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев, сказав, что внутридагестанские разборки противоречат межрегиональному статусу ДУМ СК, заявил о выходе из ДУМ СК. В декабре 1989 г. за Бердиевым последовали ДУМ Чечено-Ингушетии Шахида Газабаева и Кабардино-Балкарии Шафига Пшихачева. ДУМ Дагестана в итоге возглавили аварцы, которые теперь составляют 90% его руководства (в том числе муфтий Ахмад Абдуллаев и его заместитель Ахмад Тагаев).



Образование Координационного центра ДУМ Северного Кавказа

17 августа 1998 г. на конференции северокавказских ДУМ в Назрани решено создать Высший Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦ СК). Его председателем избран инициатор мероприятия муфтий Ингушетии Магомед Албогачиев. После этого мусульмане ДУМ Северного Кавказа, ранее номинально входившие и ВКЦ Галиуллина-Аширова, и в СМР Гайнутдина, стали выступать в качестве самостоятельных участников общественно-политической жизни мусульманского сообщества. Однако и после образования КЦ СК Гайнутдин нередко записывал северокавказских муфтиев в СМР, заявляя себя представителем и их интересов в Межрелигиозном совете России и при контактах с российской властью. Конец этим иллюзиям председателя СМР положило включение 25 декабря 2001 г. председателя КЦ СК в президиум Межрелигиозного совета, куда уже входили к тому времени Таджуддин и Гайнутдин (в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ он пока не включен, так как последнее обновления его состава произошло в марте 2001 г.).

17 апреля 2003 г. на заседании муфтиев КЦ СК новым председателем Координационного центра избран Исмаил Бердиев: за него проголосовали 4 из 7 муфтиев Северного Кавказа, не поддержали его муфтии Чечни и Ингушетии и, возможно, Кабардино-Балкарии.

События на Северном Кавказе происходили на периферии мусульманского сообщества РФ, как в географическом, так и политическом плане: для муфтиев и имамов Северного Кавказа в 1990-х гг. в основном были характерны сепаратистские устремления, они хотели отделения своих наций или территорий и установления на отделенной территории своего всевластия, но ни один муфтий Северного Кавказа не стремился стать лидером мусульман России.



Распад Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири

Вся история борьбы за власть между татарскими муфтиями (включая и одного башкирского), в отличие от северокавказской, сводилась к стремлению сформировать всероссийскую структуру и возглавить всех российских мусульман. Из-за отсутствия межнациональных противоречий первые признаки намечающегося раскола ДУМЕС появились лишь в мае 1990 г. на пленуме ДУМЕС, когда Габдулла Галиуллин, Мукаддас Бибарсов и Умар Идрисов поставили вопрос об образования в регионах автономных от Уфы мухтасибатов. Таджуддин не поддержал эти предложения. 6-8 июня 1990 г. на V съезде ДУМЕС, в котором участвовало до 700 делегатов, большинство отзывалось о Таджуддине восторженно и очень положительно, съезд без колебаний переизбрал его муфтием и даже присвоил ему высокое духовное звание шейх-уль-ислам. Габдулла Галиуллин пытался поднять вопрос о мухтасибатах, но управделами ДУМЕС Нафигулла Аширов его осадил... Не скрывал своего недовольства и саратовский имам Мукаддас Бибарсов, которого после съезда посланцы Таджуддина пытались сместить с должности, но неудачно.

Не сумев побороть внутреннюю оппозицию, Таджуддин пошел ей на уступки: 15 января 1991 г. на заседании президиума ДУМЕС в Уфе "для повышения эффективности управления общинами" все-таки принимается решение об образовании 25 мухтасибатов: Астраханского, Бугульминского, Зеленодольского, Куйбышевского, Нижегородского, Казанского, Чистопольского, Омского, Ленинградского, Октябрьского, Сибайского, Пермского, Пензенского, Крымского, Уфимского, Свердловского, Тюменского, Московского, Саратовского, Ростовского, Набережночелнинского, Прибалтийского, Ульяновского, Оренбургского и Стерлитамакского. Запоздалая уступка только подогрела желание оппозиции бороться дальше, до победного конца...

Кроме требования образования мухтасибатов причиной трений между Таджуддином и региональными лидерами были иностранные финансовые потоки, которые массово потекли в РФ в результате либерализации в стране деятельности иностранных благотворительных фондов, в том числе и исламских.

Весной 1992 г. произошел первый открытый политический конфликт между Таджуддином и будущим лидером "раскольников": 28 мая Таджуддин обратился к мусульманам Татарстана с призывом не собираться на учредительную конференцию Исламского центра РТ (ИЦ РТ), создаваемого по инициативе фундаменталистской Исламской партии возрождения, Милли меджлиса ("парламента" татарских националистов, комиссию по религии которого возглавлял Галиуллин) и общества им. Марджани, с аналогичным призывом по татарстанскому ТВ обратился мухтасиб Габдулхак Саматов; однако 29 мая в Казани учредительная конференция ИЦ РТ все равно прошла под руководством Габдуллы Галиуллина, заявившего, что "создание ИЦ РТ никоим образом не направлено против муфтията или на выход мусульман республики из него. Мы сами хотим решать наши вопросы, так как ими не занимается Духовное управление, штаб-квартира которого находится в Уфе. Приемлемое для нас не всегда подходит для духовного управления, находящегося на территории России"[1](!). Габдулла Галиуллин всегда был близок к татарским национал-радикалам, он до сих пор дружит с лидером наиболее радикальной Партии национальной независимости "Иттифак" Фаузией Байрамовой.

Непосредственным толчком для раскола стал организованный ДУМЕС Форум представителей деловых кругов Татарстана, Башкортостана, арабского и исламского мира "Мусульмане и новый мировой порядок, наша действительность и горизонты будущего в рамках сотрудничества" 16-22 июля 1992 г. Москве, Уфе и Набережных Челнах. Наиболее скандальным было открытие мечети "Тауба" 20 июля, на витражах которой по приказу Таджуддина были нарисованы кресты и шестиконечные звезды. В ответ на попытки нескольких имамов разрушить витражи, 10 августа Таджуддин нанес мухтасибу Набережных Челнов Идрису Галяутдинову несколько ударов плетью. В будущем "раскольники" нередко приводили и другой пример, побудивший их разочароваться в Таджуддине: на открытии соборной мечети в селе Медяна Нижегородской области Талгат-хазрат то ли разбил бутылку шампанского о стену мечети, то ли отрубил саблей горлышко бутылки шампанского. На самом деле, открытие мечети в Медяне произошло 28 августа 1992 г.[2], когда "раскольники" уже вышли из ДУМЕС, нижегородский же мухтасиб (в епархии которого происходило открытие мечети) Умар Идрисов, напротив остался с Таджуддином и вышел из его юрисдикции в сентябре 1994 г. вместе с Гайнутдином. То есть открытие мечети в Медяне не только не усилило "раскольнические" настроения, но даже наоборот привело к обратным последствиям.

Возникновению "раскола" способствовали личностные трения с Таджуддином, перспектива или реальность понижения в должности будущих "раскольников": на рубеже 1991-92 гг. Габдулла Галиуллин отстранен от должности имама самой "престижной" казанской мечети "Марджани" и назначен имамом мечети Сенного базара; после окончания первого курса Исламского университета Триполи (Ливия) в июне 1985 г. Гусману Исхакову (нынешнему муфтию Татарстана) Таджуддин заблокировал продолжение его обучения - "об этом я узнал только в 1986 г. от одного из секретарей Таджуддина, уже когда меня отправили в город Октябрьский, как в ссылку, думая, что я там пропаду, ведь и не такие пропадали" - вспоминает Гусман-хазрат, намекая на то, что Таджуддин увидел в нем конкурента; Аширову в июне 1992 г. после двух лет обучения в Исламском университета в Константине (Алжир) также было заблокировано его продолжение (не продлили визу), Таджуддин собирался отправить его "возрождать ислам" в родной Тобольск (Аширов признает, что в августе "официально не работал секретарем ДУМЕС, был на каникулах"); в августе же Таджуддин за административно-хозяйственные недоработки сместил Нигматуллина (нынешнего муфтия Башкирии) с поста уфимского мухтасиба, Нурмухаммад-хазрат жил в Уфе в служебной квартире ДУМЕС, которой Таджуддин также собирался его лишить, сказав ему: "Убирайся в свое Темясово"; перспектива снятия с должности была реальной и для Бибарсова.

18 августа в Уфе прошло заседание общественных организаций Башкортостана и инициативной группы Нигматуллина. На заседании принята резолюция, в которой провозглашалось образование ДУМ Республики Башкортостан (ДУМ РБ) в частности говорилось: "В Духовном управлении из-за прогрессирующей болезни его главы - муфтия Талгата Тажетдина, резко обострилась обстановка...Совместное заседание постановляет: ... 3. Обратиться министерству здравоохранения РБ, его министру Турьянову с просьбой организовать медицинское осведетельствование Т. Таджутдина, а также просить его о предоставлении справки (документа) о пребывании муфтия в психоневрологической больнице; ... 7. Принять меры к замораживанию вкладов ДУМЕС в банках республики; 8. Образовать оргкомитет по созыву съезда и пленума мусульман РБ..." (орфография оригинала сохранена).

19 августа Нурмухаммед Нигматуллин, стерлитамакский мухтасиб Ришат Рафиков, сибайский мухтасибат Аглям Газизов и еще двое-трое имамов (в том числе имам Аскино) выступили по Башкирскому телевидению с критикой Таджуддина и заявили о проведении учредительного съезда ДУМ РБ: Нигматуллин пожаловался, что муфтий назвал его "тупым башкиром" (в руководстве ДУМЕС Нигматуллин был единственным башкиром, а из 128 имамов ДУМЕС в декабре 1988 г. башкир было только трое)[3], а Башкирский народный центр "Урал" и Башкирская народная партия призвали своих сторонников принять участие в съезде[4].

21 августа 1992 года, в пятницу (когда наибольшее число мусульман приходят на молитву в мечети и молельные учреждения), под руководством Нигматуллина, Аширова, Рафикова, Исхакова и Газизова прошел учредительный съезд ДУМ РБ. По словам Нигматуллина, в съезде участвовали 300 представителей от 120 из 160 приходов республики (по данным таджуддиновцев в республике было 208 приходов), все участники единогласно проголосовали за образование ДУМ РБ, единогласно же - за устав и руководство ДУМ РБ: первым заместителем стал Аширов, заместителем - Ришат Рафиков, в президиум вошли также Газизов и Исхаков[5] (после переезда Аширова в Москву первым замом стал Исхаков, а после его переезда в Казань - брат Мукаддаса Бибарсова Аюп). "Я сам лично всегда был против создания отдельного духовного управления. Но последние события в Набережных Челнах и в Уфе, а также болезнь муфтия ускорили все процессы" - признался через две недели Нигматуллин[6].

На следующий день, 22 августа прошел учредительный съезд ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ): "Мы фактически после съезда ДУМ РБ тех же людей посадили в автобусы и повезли на 3 автобусах на съезд ДУМ РТ в Набережные Челны. Мы хотели Гусмана Исхакова муфтием Татарстана избрать, такая у нас была предварительная договоренность. Но Габдулла Галиуллин подсуетился с татарскими националистами и Байрамова и другие представители "Иттифака" сказали, что поддержат наш съезд только в том случае, если будем Габдуллу двигать в лидеры. В Казани мы не могли съезд провести, там позиции Талгата были очень сильны в то время. Исхаков не стал особенно настаивать, потому что понимал, что предстоит очень тяжелая борьба, он такой человек, особенно борьбы не любит. Он говорил: мое время еще придет, и действительно так получилось" - вспоминает Нафигулла Аширов. Кандидатура Исхакова действительно была выдвинута на съезде, но он ее снял в пользу Галиуллина, жена которого Рамзия - родная сестра Исхакова.

24 августа Нигматуллин провел пресс-конференцию в уфимском Доме печати, на которой пожаловался, что "Башкортостан и Татарстан мало посылают молодежи за границу в исламские духовные учебные заведения". Тогда же в Доме печати впервые после возвращения из Турции (где он был во время съездов ДУМ РБ и ДУМ РТ) появился Таджуддин, заявивший, что финансировал проведение съезда "раскольников" умифский кооперативный банк "Восток", переведший 120 тысяч рублей ДУМ РБ и оплативший аренду нового здания башкирского ДУМ, ДУМ РТ был поддержан некоторыми молодежными мафиозными группировками - "главарями местной мафии братьями Кашаповыми. По их же указанию мне в пишу были подсыпаны психотропные средства, после чего я с большим усилием мог контролировать свои действия"[7].

26 августа проведен расширенный пленум ДУМЕС, который осудил "сепаратистские действия этих отщепенцев, нарушивших присягу и поправших религиозную этику" (по словам Таджуддина). По решению пленума, были освобождены от должностей члены президиума ДУМЕС Нигматуллин и Аширов, 9 из 25 мухтасибов: Сулейман Зарипов (Бугульма), Гумар Валеев (Екатеринбург), Идрис Галяутдинов (Набережные Челны), Гусман Исхаков (Октябрьский), Наиль Сахибзянов (Пермь), Мукаддас Бибарсов (Саратов), Аглям Газизов (Сибай), Ришат Рафиков (Стерлитамак), Галимзян Бикмуллин (Тюмень). 27 августа в поддержку пленума у Соборной мечети Уфы состоялся митинг, организованный Татарским общественным центром (ТОЦ)и татарскими организациями "Азатлык" и "Идель-Урал": председатель ТОЦ Башкортостана Карим Яушев призвал к объединению всех мусульман вокруг Таджуддина, "имя которого в последнее время пытаются очернить". Появившийся вскоре Талгат-хазрат заявил, что долг ДУМЕС составляет 50 млн. рублей, но "государство за годы советской власти причинило столько убытков исламу, разрушая или конфискуя здания мечетей и медресе", что теперь оно просто обязано списать эти долги - собравшиеся его поддержали. "Мы воздвигли в Набережных Челнах мечеть "Тауба" стоимостью более, чем в 5 млн. рублей, а что из этого вышло? Эти люди, которые теперь пытаются представить меня психически нездоровым, принялись тогда разрушать мечеть, разбив дорогостоящие витражи - это они-то нормальные?"[8] - сказал муфтий, напомнив об общем происхождении ислама, христианства и иудаизма и о том, что в древнем Булгаре Старая мечеть украшена шестиконечными звездами, а в Турции в оформлении мечети Султана Ахмада и Голубой мечети использованы как шестиконечные звезды, так и кресты[9], но там никто не протестует против этого.

"Когда мы создали ДУМ РБ, избрали его муфтием Нурмухаммада-хазрата, президент Башкортостана Муртаза Рахимов нас принял, с нами разговаривал, поддерживал долгое время, особенно в 1992-93 гг. Сразу предоставил Нигматуллину четырехкомнатную квартиру, а ДУМ РБ - здание под резиденцию" - вспоминает Аширов. Помощь Рахимова выразилась и в том, что уже 1 сентября 1992 г. устав ДУМ РБ зарегистрирован в Совете по делам религий при Совмине РБ. 2 сентября Галиуллин, Бибарсов и четверо других имамов провели совместную пресс-конференцию: "Лишь человек без ума мог допустить установку на здании мечети в Набережных Челнах пяти стеклянных изображений иудейского знака и креста внутри полумесяца, крест - символ христианства, которое подавляло ислам с 1552 г." - заявили они. Лидеры "раскольников" также поведали, что обратились к президенту и премьер-министру РТ с просьбой оказать содействие в "восстановлении исторической справедливости, воссоздании духовного центра мусульман в Казани". Сторонники Таджуддина заявили, что Галиуллин является членом милли меджлиса и его выход из ДУМЕС связан с притязаниями милли меджлиса на власть в Татарстане.[10]

31 августа 1992 г. в Саратове учреждено межрегиональное ДУМ (мухтасибат) Саратовской, Волгоградской и Пензенской областей и избравшее его имам-мухтасибом Мукаддаса Бибарсова, тут же заявившего о вхождении его мухтасибата в ДУМ РТ, позже зарегистрировав самостоятельное ДУМ Поволжья. Однако это "Поволжье" ограничилось в итоге одной Саратовской областью: пленум ДУМЕС Таджуддин еще 26 августа 1992 г. назначил "имамом-мухтасибом Волгоградской и Саратовской областей" Рашида Альмухаметова, который смог взять под свой контроль Волгоградскую область; часть Пензенской области оказалась на стороне Бибарсова благодаря его отцу Аббасу, который в 1998 г. вместе со своим Единым ДУМ Пензенской области перешел из ДУМ Поволжья в ДУМ Европейской части России Равиля Гайнутдина. Галимзяну Бикмуллину удалось сохранить под контролем свою Тюменскую область (без округов), однако задуманное им ДУМ Западной Сибири не получилось, поэтому в итоге он зарегистрировал только ДУМ Тюменской области.

===============

[1] "Созданный 29 мая в Казани Исламский центр Татарстана не получил поддержки муфтия Талгата Таджуддина", "Муфтий Талгат Таджутдин призвал мусульман не собираться на конференцию мусульманских обществ и движений в Казани, однако 29 мая она состоялась", PostFactum , 01.06.1992

[2] "Одна из крупнейших в России соборных мечетей откроется 28 августа в Нижегородской области", ИТАР-ТАСС, 19.08.1992

[3] Р. А. Силантьев. "Этнический аспект раскола исламского сообщества России".

[4] "Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведении татар".

[5] "Это требование времени и народа". Интервью Аширова и Нигматуллина, "Кызылтан"(Уфа), сентябрь 1992 г.

[6] "Это требование времени и народа"

[7] Р. Аюпов. "Что привело к расколу". "Вечерняя Уфа", 26.08.1992; "Всевышнего поделить нельзя". "Российская газета", 09.09.1992; "Только вера может возродить в нас надежду". "Независимая газета", 22.09.1992 г.

[8] "К единению или разделению, но... без насилия". "Известия Башкортостана", 28.08.1992

[9] Позже он говорил это в интервью Дмитрию Михайлину: "Всевышнего поделить нельзя". "Российская газета", 09.09.1992

[10] "2 сентября муфтий Татарстана Габдулла-хазрат провел пресс-конференцию". "НЕГА", 03.09.1992

Ссылки на данную статью [4]