16 апреля 2004 г. "Российская газета" опубликовала статью обозревателя "Известий" Андрея Колесникова "Из переписки с друзьями", посвященную полемике между М.Ходорковским и Е.Гайдаром.
"Сразу скажу, - заявляет автор, - что позиция Гайдара мне кажется в разы более адекватной, нежели сомнения преследуемого предпринимателя, тоже немало (говорю без иронии) сделавшего для реальных преобразований в стране и построения рыночной экономики. Ну, не бывает так, что у вас сегодня - 30-процентный дефицит бюджета, дефолт по внешним долгам, уже обесцененные вклады в Сбербанке, на которые ничего нельзя купить, потому что у государства почти нулевые товарные запасы, и даже карточки покупателя и талоны способны порадовать исключительно килограммом сахара и невесомым куском мяса с костями (точнее, костей с мясом), а завтра - рост экономики, все в большей степени ориентирующийся на внутренний спрос, пухнущие, как на дрожжах, золотовалютные резервы, крепчающий рубль, снижающаяся инфляция".
А.Колесников считает, что "При всех издержках, о которых говорил и говорит Ходорковский, ошибках и компромиссах а) другого пути у страны все равно не было и б) именно тогда были заложены основы роста, сбалансированного бюджета, создана среда, позволившая спустя всего несколько лет создавать добавленную стоимость, рабочие места, платить зарплаты, привлекать инвестиции".
Между тем, реформы, начатые в 90-х годах продолжаются (ср. со статьей В.Лейбина, а кризис переживает скорее не либерализм, "который стал идеологией и практикой властной элиты", а, скорее, "те сферы, которые до сих пор не реформированы на либеральных принципах".
"Либеральной, пусть и поневоле, - надо же как-то управлять страной - стала не только властная элита, но и население. Простые граждане, как тот мольеровский персонаж, который не знал, что он говорит прозой, исповедуют стихийный либерализм, потому что им это выгодно - выгодно иметь конвертируемую валюту, ездить в отпуск в Турцию, смотреть кинопремьеры в один день со всем остальным миром".
Нам, правда, трудно разделить оптимизм А.Колесникова. Во-первых, и рядовые граждане и их (т.е. наши) начальники далеко не во всем стали стихийными либералами; точнее будет сказать, что они таковыми стали только в самых основах экономики. Во-вторых, "не реформированные сферы" по-прежнему не реформируются (разве что кое-как и по крайности, как пенсионная система), а некоторые сферы, к числу которых относятся социальные институты, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод граждан, скорее контр-реформируются.