16 марта 2005 г. Государственная Дума РФ в третьем, окончательном чтении приняла закон "Об Общественной палате", в котором определены основные правовые и организационные вопросы формирования и деятельности нового органа. На Общественную палату будет возложено обеспечение согласования интересов граждан и государственных органов для решения наиболее важных экономических и социальных вопросов, вопросов в сфере безопасности, а также защиты демократических принципов организации гражданского общества, сообщает ИА РБК.
Согласно документу, в состав Общественной палаты войдут граждане России, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, а также представители общероссийских региональных и межрегиональных общественных объединений и некоммерческих организаций.
Тем не менее, многие видные общественные деятели и организации вновь высказались против своего участия в палате. По их мнению, принцип формирования Общественной палаты приведет к тому, что подавляющее большинство членов палаты будет лояльным Кремлю, и эти люди станут поддерживать официальную политику.
"Общественная палата не больше чем муляж гражданского общества, взаимоотношений, сотрудничества, взаимосвязи между властью и обществом, который нужен не людям, а властям", - заявила "Полит.ру" глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Отказались участвовать в работе Общественной палаты Лев Пономарев, Гарри Каспаров, Анна Политковская, Юрий Черниченко, Борис Надеждин.
Не будет в палате и международного правозащитного общества "Мемориал". Палата, по мнению членов общества, "будет лишь имитировать участие гражданского общества в управлении страной и, скорее всего, станет очередным инструментом манипулирования общественным сознанием".
В то же время возможность своего участия в Общественной палате допустили такие известные общественные деятели, как Александр Аузан, Виктор Шейнис и Валентин Гефтер. Они считают, в частности, что членство в Общественной палате даст сторонникам демократии возможность донести до общественности свою точку зрения. Шейнис заметил, что в случае необходимости можно демонстративно уйти из Общественной палаты.
Президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров подчеркнул: главная опасность Общественной палаты в том, что власть может объявить ее "монополистом в области экспертизы". Сатаров также предположил, что функции палаты сведутся к тому, чтобы пару раз продемонстрировать президенту наличие в России гражданского общества.
23 марта 2005 г. Совет Федерации РФ одобрил закон "Об Общественной палате". "За" проголосовали 152 сенатора, "против" - ни одного, трое воздержались.
В течение 30 дней со дня вступления закона в силу президент РФ должен определить кандидатуры первых 42 граждан России и предложить им войти в состав Общественной палаты. В течение двух месяцев со дня первого заседания палаты в Интернете должен быть создан сайт Общественной палаты.
После принятия закона спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что не исключает внесения изменений в закон в результате правоприменительной практики. "Идея о создании палаты правильная, закон неплохой в целом, но он не идеален, и сегодня в своих выступлениях мои коллеги обращали внимание на ряд моментов", - сказал он. В частности, отметил спикер, неясным остается вопрос, "что будет первоочередным с точки зрения рычагов в деятельности палаты".
С. Миронов добавил, что первое заседание Общественной палаты может пройти 4 ноября 2005 г.
4 апреля 2005 г. В. Путин подписал закон "Об общественной палате". Закон вступает в силу с 1 июля 2005 года. Президент выразил надежду, что Общественная палата заработает в ближайшее время.
Латынина Ю. Торговля общественным мнением // Ежедневный журнал. 2005. 16 марта.
Владимиров Д. Пятая власть // Российская газета. 2005. 7 апреля.