Лев Левинсон - о законопроекте об НКО после внесения поправок

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

22 декабря 2005 г., перед рассмотрением закона об НКО в третьем чтении, эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза" Лев Левинсон прокомментировал текст законопроекта, принятый Госдумой во втором чтении.

"Улучшения в принятом вчера Госдумой во втором чтении законопроекте о некоммерческих организациях, о которых говорят, есть по сравнению с вариантом, принятым в первом чтении, но, никоим образом не с действующей редакцией законов, в которые вносятся изменения. Там по всем позициям идут ужесточения, повышенные меры контроля, разные полицейские ухищрения", - утверждает Л. Левинсон.

"Концептуальный минус этого закона в том, что та зона свободы, которая была защищена по сей день законом "О некоммерческих организациях" 1996 года, ликвидируется. Все НКО оказываются перед необходимостью разрешительной регистрации вместо заявительной, перед лицом тотальной подконтрольности бюрократии. Причем это охватывает не только гражданские организации, но и некоммерческие учреждения и даже религиозные организации... Законом колючкой огораживается весь некоммерческий сектор. Это общая, сквозная тема законопроекта, по сути, принимается новая редакция закона "О некоммерческих организациях"", - полагает эксперт.

Л. Левинсон затронул в своем комментарии ряд, отрицательных сторон законопроекта, среди которых можно, в частности, отметить такие.

"Законопроектом предусматривается поражение в праве на объединение лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Понятно, что это удар непосредственно по заключенному Ходорковскому, по "Открытой России".

Проектом закона предусмотрено введение жесткого, трудноисполнимого и наделяющего Росрегистрацию недопустимо широкими полномочиями контрольного механизма, считает эксперт. По его мнению, в лице Росрегистрации "мы получаем суперведомство, сравнимое по своей бессмысленности и вредности с Госнарконтролем. На голом месте образуется новый бюрократический монстр".

Очень широкие возможности предусматривает рассматриваемый законопроект по ликвидации, запрету деятельности НКО, считает Л. Левинсон. "Соответствуют или нет цели создания представительства зарубежного НПО российской самобытности, будет решать какой-нибудь замначальника отдела Росрегистрации, который будет этот философский вопрос осмысливать. ... Регистрирующий орган может без каких-либо оснований вообще вынести решение о запрете реализации в России этим иностранным НПО какой-либо программы или ее части. Он также наделяется правом запретить финансирование конкретных получателей средств, т.е. российских организаций и частных лиц".