"Какова вероятность, что свободы печатных СМИ не станет?" - спрашивает Леонид Бершидский в статье "Цензура от потребителя", опубликованной в "Газете.Ру" 25 февраля 2005 г. И отвечает на вопрос: вероятность этого не слишком велика, в случае если издания не будут превращаться в оппозиционные.
В отличие от телевидения, где, безусловно, существует строгая цензура, полагает автор, есть печатные издания, которые по-прежнему свободны.
Резко понизить уровень свободы в газетах и в журналах невозможно: "Печатных журналистов труднее "построить": ...хорошие репортеры и колумнисты нужны везде".
"Пока редакции бумажных изданий не опечатывают, а тиражи не уничтожают, умный человек - в отличие от принципиального телезрителя - будет жить в стране с приемлемым уровнем свободы". А оппозиционные издания, вроде "Еженедельного журнала", которые имеют четкую политическую окраску, падут жертвой "единственной формы цензуры" - рекламодателей. "Еженедельный журнал" закрыл не Путин, а рекламодатели, опасающиеся подозрений в поддержке антипутинской позиции журнала. Напротив, "реклама не исчезнет из изданий, где острая критика власти не единственное, что предлагается читателю".
"Печатные журналисты - практически единственные, кто в нынешнее политически серое время сохранил не только внутреннюю свободу, но и стремление поделиться ею с другими. Поэтому в хороших бумажных СМИ нет самоцензуры. Стремление найти баланс между борьбой за справедливость и интересом к жизни - здесь и сейчас - не самоцензура", - считает Л. Бершидский.