11 апреля 2005 г. обозреватель "Известий" Александр Архангельский откликнулся на "установочное интервью" Глеба Павловского, опубликованное в "Независимой газете".
"Задача Павловского - припугнуть непонятливых. Сторонников внешнего управления и революционного переворота в случае угрозы государственного распада России придется уничтожать", - полагает Архангельский.
Однако журналист не особенно верит в реальность высказанной угрозы - он не видит силы, способной выступить в роли репрессивной. "Если бы власть была настроена и впрямь радикально, - пишет он, - она давно обогнала бы либералов в деле преобразования армии... Только наемники ... демонстрируют городу и миру твердость властных намерений. А призывники сродни временщикам... пользы от них примерно как от "Наших": разбегутся при первом сигнале тревоги. Остаются православные чекисты. Но у них давно уже нет чистых рук и холодной головы, ... им есть что терять, кроме погон... Зря Павловский пугает".
Вместо того, чтобы пугать попусту, "лучше найти более действенные способы обезопасить нынешнюю властную прослойку и заодно удержать страну от потенциального развала", - утверждает Архангельский. При этом "условием необходимым и достаточным является глобальная цель осмысленного развития, вдохновляющая идея, которая соединяет большинство граждан в настоящую нацию". Истинной целью развития не могут быть "избавление от мнимой угрозы внешнего управления, комплекс неполноценности, порождающий маниакальную обиду на окружающий мир и тайное желание этому миру нравиться, попытки вернуть имперское влияние на сопредельные страны... А вот обустройство внутренней империи за счет мощных социальных программ повышения рождаемости и равноправного торгового взаимодействия с внешним миром - может". По А. Архангельскому, задача реализуема при жестком следовании нескольким простым принципам. Это - "культурный национализм, экономический космополитизм, политический плюрализм, однозначность этических норм".