В сентябре 2003 г. министр внутренних дел Борис Грызлов выступил с инициативой увеличения сроков задержания лиц, подозреваемых в терроризме до 30 суток. Нынешняя норма УПК предусматривает 48-часовой срок задержания подозреваемых, независимо от тяжести преступления. По мнению министра, дела о терроризме необходимо выделить в особый разряд, а 30-суточный срок задержания позволит сотрудникам правоохранительных органов установить личность задержанных и проверить их на причастность к терактам.
Одновременно Б.Грызлов предложил продлить и сроки предварительного дознания, поскольку, по его мнению, отведенных на него 20 суток (плюс 10 суток дополнительно) для этого недостаточно - "невозможно провести сложные экспертизы, которые затем ложатся на следствие".
Комментируя эту инициативу министра, обозреватель "Российский газеты" Андрей Шаров напоминает читателям, что до принятия нынешнего УПК подобная норма уже существовала и приводила к многочисленным злоупотреблениям со стороны представителей правоохранительных органов.
Между тем, министра поддерживают и нижестоящие милицейские чины. Так, один из представителей ГУВД Москвы заявил, что нынешний разгул преступности в Москве обусловлен не низким качеством работы московской милиции, а новым УПК: "Какие теперь у милиции права? Никаких. Просто так бандита не задержишь, не остановишь. Даже если из его сумки торчит отрубленная голова, а в руке он сжимает окровавленный топор. Он попросит санкцию суда. Чтобы прижать эту братию, нужны ограничения в правах обычных граждан (выделено нами - ред.). Как бы жестоко это не звучало".
10 октября по инициативе группы депутатов во главе с лидером Народной партии Геннадием Райковым Совет Госдумы вынес на рассмотрение палаты поправку в УПК, позволяющую увеличить срок задержания подозреваемых в совершении "преступлений террористического характера" (это 10 статей УК) до 30 суток.
Более того, законопроект Райкова вообще уравнивает основания выбора меры пресечения для подозреваемого и для обвиняемого. Так чтобы по любому подозрению можно было продержать человека до 10 суток в камере, даже не говоря ему, в чем он, собственно, обвиняется.
28 ноября 2003 г. на последнем заседании Госдумы поправка Райкова была принята большинством голосов. Несмотря на то, что против выступил Комитет по законодательству, председатель которого Елена Мизулина отметила, что предложенный вариант "противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод", 283 депутата проголосовали "за".
См. текст законопроекта.
Шаров Андрей. Грызлов предложил дать милиции срок // Российская газета. 2003. 24 сентября.