5 февраля 2004 г. "Известия" опубликовали отчет о круглом столе на ГТРК "Культура", посвященном современной русской интеллигенции. Согласиться или не согласиться с основной идеей журналиста, что пора уже оставить рассуждения об особой роли интеллигенции, мы предоставляем читателям. Нас же насторожил пафос заместителя председателя комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи Тамары Фральцовой, которая настаивала на том, что "ведь должна быть у нас русская национальная идея, и проводить ее надо через культуру, - да это же понятно. Надо ставить проблему СМИ - насколько они вредят исконно русскому духу". В свете того, что в Госдуме вынашиваются законопроекты, направленные на установление примата/диктата "моральных ценностей" и т.п., появление в рассуждениях этнической составляющей ("исконно русский дух") не может не вызывать тревоги.
25 февраля 2004 г., когда "Литературная газета" опубликовала стенограмму круглого стола, оказалось, что высказывания г-жи Фральцовой еще интереснее. В частности, она заявила: "Сейчас можно долго дискутировать о том, хороша цензура или нет, но помню тот период, когда мы все говорили, что цензура - это тот ограничительный тормоз, который практически не даёт нам развиваться. Интеллигенция определённым образом противостояла официальной власти, и цензура, наверное, сыграла свою положительную роль. И теперь целесообразно определить, какие законодательные формы будет иметь цензура(выделено в тексте - ред.). Тут очень важно пройти тонко по грани между тем, что нельзя и что можно запрещать и как это запрещать". - т.е. г-жа депутат ставит вопрос не о том нужно или не нужно вводить цензуру, а о том, в какой степени эта цензура будет введена.
Хотелось бы отметить курьез, допущенный редакцией "Известий": в качестве иллюстрации взаимоотношений художника и власти в статье была приведена репродукция картины Диего Веласкеса "Менины" (т.е. "Фрейлины", "Придворные дамы"), которую редакция обозвала "Именины" (т.е. праздник святого, в честь которого крещен персонаж) - это к вопросу об интеллигентности и образованности.