23 марта 2004 г. "Известия" опубликовали интервью с экономистом Виталием Найшулем, в котором он рассуждает о корреляции современной российской действительности с русскими языковыми традициями.
По мнению Найшуля, на сегодняшний момент в России нет современного политического языка. До сих пор мы пользовались калькированным с западных образцов языком, привнесенным в современную российскую действительность либералами (в т.ч. и проигравшими на последних выборах СПС и "Яблоком"). Президент же, уклонившись от предвыборной дискуссии, уклонился от разговора "на современном уродливом политическом языке".
То же самое происходит и с политической системой: "Последние 12 лет мы пытались чрезвычайно топорно копировать западную демократическую систему. В результате их система "сдержек и противовесов" почила в бозе и президент оказался в политически неограниченном пространстве...". Между тем, российская политическая традиция, которую мало знают и мало пользуются, существует и закреплена в поговорках, которые обильно цитирует и расшифровывает В.Найшуль. Например, он считает, что ситуация, в которой единственная политическая фигура в стране - президент, естественна для России ("Один Бог на небе, один царь на земле"... "Лучше один плохой начальник, чем два хороших"), что существует "национальная" политическая система сдержек и противовесов и она тоже закреплена в пословицах "Без правды боярской царь Бога прогневит" (это, по Найшулю, "основание российского парламентаризма" ) и "Царь строг и казнит бояр опалой". Вместе они определяют границы влияния бояр. Очень важно, что не "без боярина", а "без правды боярской". Нужно, чтобы за боярином была правда. Зато если за боярином есть правда, то, игнорируя ее, царь не просто совершает техническую ошибку, он Бога гневит! Кстати, и сама опала - очень полезный институт. Ведь опалой "казнят" не за вину, а за слишком большое влияние на государство, угрожающее его политической стабильности. В Древней Греции на эти случаи был остракизм, в современных США - антитрестовское законодательство, у нас - опала. На примере олигархов хорошо видно, сколько преимуществ дало бы использование собственной политической культуры: не надо искать нарушений налогового законодательства, опять же из опалы можно вернуть и т.д."
В.Найшуль полностью одобряет действия Путина по нивелированию разделения ветвей власти. И обозначает свое видение возрождения России: "Нужна долгая и кропотливая работа. Как "сделать атомную бомбу" - это же было недешевое дело! Во-первых, нужно собрать и систематизировать собственные русские общественные и государственные образцы всех эпох, сохранившиеся в текстах культуры. Во-вторых, на их основе построить высокий русский политический язык. На этом языке мы наконец-то сможем узнавать, что происходит в нашей стране и окружающем мире. В-третьих, нужно заимствовать высокую зарубежную государственную культуру. В-четвертых, создать в обществоведении собственные научные школы мирового класса. И тогда их идеи послужат основой для создания общественных институтов, подобающих великой державе. А пока мы страна со слабо развитой государственной культурой и должны ее заимствовать" .