Политолог Глеб Павловский в интервью "Независимой газете" рассуждает о перспективах российской политики в перспективе 2008 года. По его мнению не надо искать "преемника" Путину, поскольку в этой ситуации или в основу политики будет заложен конфликт двух сильных личностей, или в России будет слабый президент.
В России, по мнению Павловского, оптимальным вариантом будет "умеренно прогрессистская политика". Это укрепление и усиление "Единой России", достройка ее в реальную партию. Это достройка системы подготовки политических кадров для партии, создание периферии молодежных организаций, которых тоже пока фактически нет.
"Но если "Единая Россия" к 2007-му не успеет стать действительно партией сторонников Путина, стать носителем путинской идеологии России и "главным европейцем" страны, то политики переключатся на поиск более широкой национальной коалиции типа народного фронта, основанного на принципиальном межпартийном пакте. Идущего с некоторой единой программой, которая является и программой Путина.
Перспективы для самого Путина Павловский предположил разные, но непременно исходящие из того, что он останется политическим лидером таки или иначе структурированного путинского блока. Путин мог бы стать и премьером, но не "технического" правительства, а мог бы остаться "просто Путиным", т.е. неформальным лидером страны: "он отец-основатель государствующей нации России".
"Вариант парламентской республики просто плох, - считает Павловский. - Но игра на этом поле тоже идет. Только советую помнить, что в реальной политике "Россия - парламентская республика" - вариант суперпопулистский! Он означает отказ от построения хотя бы одной реальной партмашины, опрокидывание страны в конкуренцию популистских движений с "программами-минимум" и, следовательно, вынужденную активизацию собственного популистского потенциала власти. Нефтяные деньги позволяют и такую "защиту Путина".
Если правящая элита потеряет контроль над политической обстановкой, то, по мнению Павловского, большое влияние получит популистская идеология с фюрерской командой. "В случае кризиса Путину пришлось бы поверх голов правящего класса активизировать свой популистский потенциал ради спасения нации. В этом случае возникали бы варианты с какими-то конституционными новациями. К счастью, все это абсолютно гадательно. Такие варианты мы обязаны рассматривать как нежелательные, в рамках штабных политических игр. Если политическая работа нынешней кремлевской команды провалится, что же, Путину придется звать себе другую бригаду. Но лучше меньше, да лучше. Парламентский вариант в России, именно как популистский, резко повышает шанс возникновения национал-фундаменталистского большинства, которое далее само не уйдет".
Поэтому, если партийно-политическая система "не войдет в режим идеологического и партийного обновления заранее, то к 2007-2008 году она способна подвести общество к популистскому коллапсу, который, увы, придется подавлять".
В том же интервью Павловский высказался за "европейский выбор России", каким-то образом не зависящий, однако, от Евросоюза. Демократическую же оппозицию он увязал с возможностью "мягкой", "гуманитарно-политической" интервенции США в поддержку такой оппозиции. Впрочем, в качестве примера кандидата на такую помощь привел НБП Лимонова.
Вообще, революционная угроза понимается в тесной связи с угрозой суверенитету. Приоритетная задача - "восстановления России как мировой державы... В стране, заплатившей 30 миллионами жизней за суверенитет, свобода невозможна без суверенитета. Требование переворота означает намерение лишить граждан России суверенных прав на жизнь, которой они живут. Зимние дворцы и белые дома ни штурмовать, ни блокировать нельзя. Для чего у властей должны быть особые законные средства. Всем ясно, что некоторые из видов массовых действий, разрушительные для страны и опасные для ее соседей, получат силовой отпор".