6 июня 2005 г. сайт АПН.Ру опубликовал доклад Дмитрия Володихина "Викторианская Россия", прочитанный на V литературно-практической конференции "Бастион" 29 января 2005 г.
Доклад этот, изобилующий продекларированными, но не доказанными утверждениями, представляет собой, строго говоря, реакционную утопию. "Если Россия когда-нибудь поднимется (а признаки грядущего возрождения уже есть) , - пишет автор, - то программная этика новой цивилизации будет либо православной, либо никакой". Этой "новой цивилизации" будет необходима новая эстетика.
Д. Володихин описывает эстетику "викторианской России", по его мнению, больше всего подходящую для этой цели, "вполне жизнеспособную в нынешних условиях и перспективную с точки зрения других, более глобальных проектов".
Идеалом должно служить время правления Александра III. Этот период привлекает многих режиссеров и писателей: как достижения автор приводит фильмы "Сибирский цирюльник" (в котором "позитивно показана императорская Россия: красивая, богатая, исполненная военной мощи, верная Богу и государю"), "Империя под ударом", "Турецкий гамбит" и "Гибель империи", а также книги отечественных фантастов (среди которых упомянуты произведения самого Д. Володихина).
"Вся соль эстетики "Викторианской России" — образ русского государства, одновременно сильного и уютного", - утверждает автор и рисует утопические картины "торжественно-основательной России", чопорной ("сдержанной и корректной") ритуализированной монархии, жители которой, вежливо выпивая из красивых хрустальных бокалов, жертвуют деньги на благотворительность ("Деньги вообще не входят в данный эстетический ряд как значимый элемент", - уверяет Д. Володихин), основанной на православии. Впрочем, автор полагает, что "нельзя искусственно выпячивать религиозные мотивы, дабы не вызвать реакции отторжения. Но несколько усилить их по сравнению с нынешним уровнем присутствия все-таки желательно. Видимо, полезно литературное обытовление христианства".
Однако главное, что "любое проявление революционности в рамках русского викторианства противоестественно и омерзительно. Персонаж, проявляющий склонность не то чтобы к террористическим актам, вооруженному мятежу или устройству подпольной типографии, а хотя бы к митинговщине или соответствующей фразеологии, моментально переходит в разряд "опасный чужак". ... Революционеры — вроде марсиан из "Войны миров". Они не то, чтобы не русские, а, скорее, не совсем люди".
"Хватит скорби, пора подумать о силе!" - заявляет Володихин.