12 мая 2005 г. сотрудники ФСБ провели обыски в квартирах членов Новосибирского отделения НБП Николая Балуева и Вячеслава Русакова и задержали обоих активистов.
При обыске квартиры Балуева среди литературы, видеокассет и дисков с музыкой была изъята банка с селитрой, которую мать задержанного использует как удобрение на даче. По сообщению Газеты.Ru от 17 мая 2005 г., председатель Новосибирского отделения НБП Дмитрий Казначеев сообщил, что, по его данным, при обысках у Н. Балуева и В. Русакова обнаружено 1,5 кг гексогена и 1 кг тротила.
Источник в Управлении ФСБ рассказал, что задержано еще несколько человек, у которых также изъяты взрывчатые вещества. В отношении Балуева и Русакова возбуждено по ст 222 ч. 2 ("Хранение оружия") и ст. 205 ч. 2 ("Терроризм"). В настоящее время задержанные находятся в ИВС, в ближайшее время они должны быть переведены в СИЗО.
14 мая 2005 г. НБП сделала заявление, в котором утверждается непричастность Балуева и Русакова к терроризму, а события в Новосибирске расценены как провокация спецслужб. Однако позже Д. Казначеев сделал заявление, из которого следует, что национал-большевики затрудняются сказать, имеют ли действия ФСБ под собой реальную почву или являются провокацией.
23 мая 2005 г. НБП сделала заявление, в котором однозначно утверждается, что дело против В. Русакова и Н. Балуева - провокация. Партия будет защищать членов НБП Русакова и Балуева, используя для этого все возможности, предоставляемые Конституцией РФ и международным правом, сказано в заявлении.
2 июня 2005 г. стало известно, что в конце мая задержанным предъявлены обвинения по ст. 222 ч. 2. ("незаконное хранение взрывчатых веществ") и ст. 205 п. "а" ч. 2 ("приготовления к акту терроризма, совершенные группой лиц по предварительному сговору").
По мнению представителей спецслужб, нацболы "вынашивали намерения совершения серии устрашающих акций, в том числе взрывов зданий и учреждений государственной власти и силовых структур в целях причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, нарушения общественной безопасности". Представитель ФСБ сообщил, что "задержанные дают признательные показания по ряду пунктов предъявленного обвинения".