Анатолий Папп, Центр "Демос"
Идеи по внесению изменений в Конституцию России или по полному ее переписыванию появлялись с самого ее принятия. Чаще всего инициативы звучали из национал-патриотического лагеря, для представителей которого Конституция России - сверхлиберальна, и надо бы этот либерализм укоротить, а усилить, наоборот, государственнический акцент.
Так, в феврале 2001 года депутат Государственной Думы из фракции "Родина", заместитель председателя Комитета по международным делам, Наталия Нарочницкая, заявила "Литературной газете", что "Конституция должна отражать истинную суть народа, для которого пишется Для России она должна быть ориентирована на православные заповеди, на нравственные ценности, где есть место стыду и грехам...".
По мнению представителей "Народной партии" Геннадия Райкова, изложенному 17 июля 2003 года в "Известиях", требуется "не формальная переписка Конституции, а переоценка и переориентирование всей нашей законодательной системы Нужно возродить понятия гражданской и социальной солидарности, общественного благосостояния, гражданского и общественного долга, общественного служения, нравственности в качестве неотъемлемых обязанностей человека и ограничения его прав и свобод".
В октябре 2003 года Владимир Жириновский в интервью "Ежедневному журналу" заявил: "Нам вообще Россию надо по-другому обустраивать. ...15 субъектов, и чтоб все молчали. И никакого федерализма - унитарная единая республика! Один президент во главе пятнадцати. И только назначать губернаторов. ... То есть самое жесткое унитарное государство и никаких выборов губернаторов" .
Президент Путин неоднократно осуждал планы изменения Конституции. Так, на заседании Совета Федерации, посвященном десятилетию принятия Конституции, он заявил: "Пора прекратить разговоры об изменении Конституции".
Однако самыми популярными, возникающими не реже, чем раз в полгода, были обсуждения как раз таких изменений Конституции, которые позволили бы продлить пребывание Владимира Путина на высшем государственном посту. Чаще всего обсуждались следующие возможные механизмы:
- продление срока президентских полномочий с 4-х до 5-ти - 7-ми лет (в начале президентства Путина);
- снятие ограничения на 2 президентских срока подряд;
- создание "под Путина" нового органа исполнительной власти (например, Государственного Совета), который был бы реальным центром власти;
- объединение с Белоруссией и создание надгосударственной должности "под Путина";
- перераспределение полномочий в пользу премьер-министра, назначаемого Государственной Думой.
"Запрет третьего срока" по своему очевидному смыслу направлен на предотвращение злоупотреблений властью (или ее узурпации). Поэтому, если речь идет о действующем президенте, преодоление этой нормы любым способом (в том числе, с помощью общенародного референдума) и по каким бы то ни было причинам равнозначно разрешению узурпировать власть.
Инициаторы поправок никогда не обсуждают эту тему - во всяком случае, с этой стороны. Более того, в современной России этой нормой уже однажды пренебрегли - когда в январе 2001 года с помощью формальной уловки - принятия нового закона о выборах глав субъектов федерации (закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ") - многие губернаторы получили возможность баллотироваться на третий и четвертый сроки подряд. Конституционный Суд признал этот закон соответствующим Конституции России.
Идея продления срока президентских полномочий многократно возникала на протяжении последних лет.
7 декабря 2001 года бывший спикер Совета Федераций Сергей Миронов через два дня после своего назначения на этот пост сказал, что 4 года "для России в современных условиях - это мало". По слухам, в команде президента обсуждался семилетний срок.
Уже 12 декабря 2001 года Владимир Путин, заявил, что он против изменений сроков полномочий президента."Сроки президентских полномочий под действующего президента меняться не будут. ...Вопрос о поправках, ведущих к принципиально новой Конституции, на повестке дня не стоит, как не может стоять вопрос о демонтаже ее базовых ценностей и отказе от демократических завоеваний".
Тем не менее, в январе 2002 года Сергей Миронов вновь высказался о необходимости увеличить срок, ссылаясь на "переходный период", в котором находится Россия.
19 августа 2002 года с законодательной инициативой о продлении срока полномочий Президента России до семи лет выступили Депутаты Думы Магаданской области после поездки в Магадан все того же Сергея Миронова.
В это же время председатель Комитета по делам Севера СФ Александр Назаров заявил, что в случае объединения России и Белоруссии в единое государство, "перед президентом нового государства (а им может стать только Путин) встанет задача более глобального масштаба", и эта задача будет "не на четыре года, а более", и поэтому "потребуется изменение Конституции, в том числе в отношении срока президентских полномочий".
20 июня 2003 года Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле сказал, что для него оптимально было бы работать при сроке "5 + 5".
7 августа 2003 года Сергей Миронов, выступая перед благовещенскими депутатами , вновь заявил, что срок полномочий президента следует увеличить до 5 лет: "Четыре года ... мало, 7 лет - много", - заявил Миронов.
19 января 2004 года президент Чечни Ахмад Кадыров переплюнул всех поклонников нынешнего президента, заявив, что если бы у него были необходимые полномочия, он сделал бы Владимира Путина пожизненным президентом России, и добавил, что Путин - "лучший президент для России".
На следующий день Владимир Жириновский, упустивший такую радикальную инициативу, заявил: "нужно снять все ограничения по срокам: хорошие люди пусть работают, плохих надо снимать на следующий день".
5 февраля Совет Думы решил принять к рассмотрению законодательную инициативу депутатов Ивановской области о продлении полномочий президента РФ до семи лет . Продление срока поддержали Николай Федоров (президент Чувашии), губернатор Белгородской области Евгений Савченко, губернатор Рязанской области Вячеслав Любимов. Губернатор Брянской области Юрий Лодкин не за 7, а за 5 лет.
Против продления высказались на тот момент кандидаты в президенты Ирина Хакамада, Николай Харитонов и Иван Рыбкин, а также депутат Госдумы Владимир Рыжков, член политсовета партии СПС Борис Немцов, председатель думского комитета по законодательству депутат Павел Крашенинников.
5 февраля 2004 года Владимир Путин в очередной раз высказался против изменения Конституции: "Мне понятна инициатива тех, кто предлагает продлить конституционный срок президента. Они исходят из стремления ... добиться стабильного осуществления основных направлений политики президента, которую, как мне кажется, поддерживает большинство населения". Но это стремление "не должно вести к дестабилизации основы государства - Конституции".
6 февраля 2004 года председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин заявил: "Я надеюсь, что в нижней палате возобладает разумное начало и этой инициативе не будет дан ход".
12 февраля 2002 года Путин сделал важное сообщение: он считает, что задачей любого руководителя является подготовка преемника. При этом он снова выступил против изменения конституции и увеличения президентского срока до 7 лет.
18 февраля 2004 года депутаты Госдумы отклонили поправки в Конституцию РФ об увеличении с 4 до 7 лет срок исполнения полномочий президента в России.
Несмотря на это, меньше чем через месяц, 12 марта, некое молодежное движение "За стабильность" заявило на пресс-конференции об образовании инициативной группы по сбору подписей за проведение референдума по изменению Конституции в сторону увеличения президентского срока до семи - десяти лет",- сообщил Newsru.com.
15 марта Владимир Путин еще раз высказался на тему преемника: "Подбор кандидата начат давно, четыре года назад".
19 марта 2004 года "Московские новости" опубликовали статью Елены Дикун под названием "Карточная игра", в которой рассказывалось о планах укрупнения регионов (до 8 образований), существующих в администрации президента. Явная цель такого объединения - "выбить из-под губернаторов экономическую базу, подорвать влияние олигархов и заодно переложить заботы по примирению богатых и бедных регионов на руководителей объединенных образований", при этом "перекрой административного деления должен стать прикрытием другой операции. Под шумок, когда в Конституцию будет вноситься сразу несколько поправок, легко протащить норму, разрешающую президенту баллотироваться на третий срок. Собственно, такие планы и вынашивает группа силовиков, в которую входят генпрокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, заместители руководителя кремлевской администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов". Есть, якобы, еще один вариант: "Одновременно с изменениями по укрупнению регионов предполагается закрепить в Конституции и статус Госсовета, который сейчас законодательно не оформлен. Поскольку Россия федеративное государство, вполне логично, чтобы именно Госсовет стал главным органом страны. Проще говоря, в России будут президент, премьер-министр, спикеры Совета Федерации и Госдумы, лидеры политических партий, а над всем - Высший государственный Совет. Возглавит его после 2008 года, естественно, Владимир Путин. Заготовлено и подходящее название для новой должности - Председатель ВГС".
13 сентября 2004 года Владимир Путин сделал заявление, в котором объявил о плане кардинальной перестройки государственной власти. Главными его положениями стали отмена прямых выборов руководителей регионов и новый порядок выборов в Госдуму - исключительно по партийным спискам. Поводом к этим радикальным шагам Путин объявил необходимость борьбы с терроризмом, имея ввиду захват школы в Беслане и предыдущие теракты.
Большинство независимых политиков, как демократических, так и левой ориентации, объявили новации президента не имеющими отношения к борьбе с терроризмом, а направленными на укрепление личной власти и нарушающими российскую Конституцию.
16 сентября Комитет "2008: Свободный выбор" опубликовал заявление "Об опасности конституционного переворота в России". По мнению Комитета, предложения Путина содержат "развернутую программу демонтажа основополагающих институтов демократии в России", цель которой - "дальнейшее укрепление режима личной власти Владимира Путина".
Содержащийся в заявлении призыв к законодательным собраниям субъектов федерации и главам исполнительной власти регионов "решительно и недвусмысленно выступить в защиту прав своих избирателей, потребовать от представителей регионов в Совете Федерации последовательно отвергать любые попытки провести антиконституционные законопроекты через Федеральное Собрание", как показали последующие события, остался неуслышанным.
Уже 28 сентября Путин внес в Госдуму законопроект о формировании органов госвласти в субъектах РФ.
17 октября в Белоруссии состоялся референдум, снявший ограничение по количеству президентских сроков. А 18 октября эта идея прозвучала в очередной раз в России. Напомнил о ней Константин Затулин член комитета Госдумы РФ по делам СНГ, предложивший, по белорусскому примеру, "поправить Конституцию путем референдума".
Как и прежде в таких случаях, в режиме легкого переполоха посыпались заявления в поддержку и с осуждением этой инициативы. 19 числа госсекретарь союза России и Белоруссии Павел Бородин заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы": "Если бы у нас проводился референдум, подобный белорусскому, я бы проголосовал "за" руками и ногами. ...Славянские народы всегда жили державностью, всегда жили царем. Будет у нас царь, а у нас есть царь и в России тоже. ...Такую власть, как у Путина или Лукашенко, дает бог. ...Я думаю, что вполне возможный вариант, Путин это может. Я просто прекрасно знаю этого человека, весьма образованного, делового, предприимчивого, работоспособного. И я думаю, что вполне возможно и третий, и четвертый, и пятый срок".
Пресс-секретарь Путина Алексей Громов заявил по этому поводу, что "Бородин ... выражает личное мнение, которое не соответствует реальностям".
31 января этого года на личном сайте появилось интервью Михаила Ходорковского: "Мне представляется, что Президент как гарант национальной стабильности должен стоять над политическими баталиями. И менее принципиальным будет срок президентских полномочий при условии, что за экономику страны, за управление отвечает правительство, формируемое парламентским большинством.
За главой государства же, вероятно, должны остаться функции назначения некоторой части судей, Генерального прокурора, руководителей спецслужб, а также роль верховного политического арбитра". Комментируя это интервью, Лента.Ру напомнила, что "Ходорковский выступал за преобразование России в парламентскую республику еще два года назад, до начала "дела "ЮКОСа".
На следующий день ЛДПР опубликовала подписанный Владимиром Жириновским манифест. "Что можем сделать все мы, все, кто считает себя патриотом России?" - патетически вопрошает автор - "Прежде всего, обратиться к главе государства с требованием провести всенародный референдум с предложениями:
- изменить название должности главы государства: не Президент, а Верховный правитель;
-ликвидировать Верхнюю палату парламента;
-изменить территориальное деление страны: сформировать 30 губерний по 5 млн. жителей каждой, только с географическими названиями и своими Думами численностью не более 30 депутатов, избираемых только по партийным спискам;
-проводить выборы во всех структурах власти единовременно один раз в пять лет в последнее воскресенье марта.
-Последовательно реализовать закон о назначении глав исполнительной власти в субъектах России. В законодательном порядке именовать их всех губернаторами (республик, краев, областей)".
Меньше, чем через неделю, 8 февраля руководители Института национальной стратегии во главе со своим президентом Станиславом Белковским провели пресс-конференцию "Новая Конституция России: концепция, текст, механизмы принятия". Станислав Белковский начал с заявления, что "ельцинская Конституция 1993 года исчерпала себя", и предложил рецепт "проблемы преемственности власти": "Речь должна идти о том, чтобы, с одной стороны, укрепить пост главы государства, подняв его над разделением властей. Надо ликвидировать ограничения по срокам замещения полномочий и сообщить его решениям бесспорное, императивное значение, т.е. фактически придать главе государства статус :некоронованного монарха;. С другой — следует обеспечить зависимость правительства от парламента".
Дальше было обнародовано гораздо более радикальное предложение: пересмотреть концепцию российского государства. Вместо нынешней, либерально-демократической, "несостоятельной для России модели", была предложена модель государства-цивилизации. Эта новая цивилизация будет отличаться от нынешней христианской европейской цивилизации другим "цивилизационным стандартом". Сам "стандарт" набросан пунктиром, но становится ясно, что, как минимум, России придется заколотить "окно в Европу" и выбросить последние 300 лет своей культуры.
Первоочередная задача перехода к новой государственной концепции - "выход из юрисдикции Страсбургского суда и ревизия самой концепции прав человека, ставшей сегодня :универсальной отмычкой для десуверенизации. С тем, чтобы концепция :прав человека; перестала быть рычагом политики вмешательства".
9 февраля "Независимая газета" со ссылкой на Станислава Белковского сообщила, что "новая Конституция в России появится через полтора года, к 12 июня 2007 года. Главная задача перелицовки Основного закона ставится так: главу государства с 2008 года будет выбирать парламент - по аналогии с назначением нынешних глав регионов. ...Над текстом новой Конституции в Кремле трудится группа экспертов во главе с куратором проблем внутренней политики. Существование таких планов несколько дней назад подтвердил и глава аппарата Счетной палаты Сергей Шахрай".
"Разговоры о появлении подобного проекта ходили давно," - продолжает "Независимая" - "но только на днях эти планы подтвердил представитель власти - Сергей Шахрай. ...Шахрай утверждает, что нынешний переход к чисто партийной Думе и новый способ назначения губернаторов - лишь преамбула к основной части реформы. ...Судя по заявлениям Шахрая, изменение избирательного закона и увеличение необходимой численности партий свидетельствует: "система готовится к переходу к правительству парламентского большинства".
Создание такого правительства, по мнению Шахрая, "уже неизбежно, причем для этого не надо менять Конституцию". Как утверждает автор нынешнего Основного закона, достаточно поменять лишь 7-ю и 9-ю статьи конституционного закона о правительстве - "и мы переходим к системе правительства, ответственного перед парламентом".
Основной закон перелицовывают для иных целей: парламент в перспективе не только должен формировать правительство, но и выбирать главу государства. Именно для обкатки такой модели избрания верховной власти и проходит реформа в регионах. Сегодня областной парламент назначает регионального лидера, через несколько лет федеральный парламент будет утверждать главу государства. По мнению Шахрая, для принятия новой Конституции должно быть сформировано Конституционное собрание, а избрание этого органа можно совместить с думскими выборами 2007 года.
Станислав Белковский вчера дополнил эту схему подробностями, которые стали ему известны. Получилась, правда, несколько иная версия правки Конституции. По словам Белковского, в Кремле готовится объемный пакет поправок в действующую Конституцию. Цель - сохранение власти в руках нынешней элиты. Проект документа будет обсуждаться общественными палатами, закон о которых принят недавно парламентом. Он предусматривает учреждение парламентской республики с декларативной фигурой президента во главе (предположительно - Борис Грызлов) и действующим премьером, место которого займет, по-видимому, Владимир Путин или его преемник.
По словам политолога, текст нового Основного закона готовится в президентской администрации. Есть человек, который "отвечает за проект выработки и обсуждения новой Конституции в региональных общественных палатах и центральной общественной палате", - уточнил Белковский в беседе с корреспондентом "НГ". ...Готовый текст кремлевского проекта, по оценке политолога, может появиться в конце этого года. А 12 июня 2007 года, по его словам, Кремль собирается провести референдум по утверждению документа".
9 февраля глава ЦИК Александр Вешняков выступил против изменения порядка выборов президента РФ: "Есть фундаментальные правовые позиции, закрепленные в Конституции, которые в цивилизованных демократических государствах даже не принято обсуждать, не говоря уже о том, чтобы их отменять в зависимости от политической конъюнктуры. ...В России сегодня есть силы, которые выступают за отмену прямых выборов президента, в то же время есть силы, и их сейчас большинство, которые выступают за сохранение существующей системы избрания президента, и к этим силам, как известно, принадлежит и действующий президент", - сказал глава ЦИК.
А 10 февраля Администрация президента России категорически опровергла сообщения о том, что в Кремле ведется работа, связанная с внесением изменений в действующую Конституцию.
Обращает на себя внимание, как прокомментировал предположения о возможных изменениях Конституции председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин: "Конституция страны работает достаточно эффективно, но возможные изменения - это вопрос политической воли. Хочет народ, законодатель, чтобы в стране была такая Конституция, значит, будет именно так, захочет изменить ее - это тоже возможно".
Насколько идеи изменения Конституции близки к реальности? Об этом 11 февраля в интервью "Независимой газете" рассуждал председатель комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин: "Он напомнил, что при внесении поправок в Конституцию требуется согласие двух третей каждой из палат российского парламента. Если речь идет об изменениях в главы 1, 2 и 9, где речь идет о государственном устройстве и правах граждан, закрепленных международными соглашениями, потребуется собирать Конституционное собрание. Пока еще в стране нет закона о возможности созыва такого органа, и сенатор считает, что работа над соответствующим законопроектом может занять месяца полтора-два "как минимум": "Когда начнется движение по принятию закона о Конституционном собрании, тогда и можно будет говорить о чем-то более определенном. Дискуссия по этому закону даст пищу для размышлений. Пока такой пищи нет. Что касается глав с 3 по 6, то можно будет говорить о чем-то реальном, когда будет в Госдуму внесен проект о поправках в Основной закон". На взгляд Шарандина, признаками серьезного пересмотра властью главных конституционных норм могут стать "высказывания на эту тему политиков и руководителей страны, имеющих к этому прямое отношение. Речь идет о руководстве соответствующих комитетов, представителей администрации президента и научного сообщества"" - сообщила НГ.
Президент ИИЦ "Панорама" Владимир Прибыловский:
"Проблема 8-го года", несомненно, стоит перед правящей олигархией(*), и ее как-то будут решать.
Есть два основных пути: сохранение власти Путина, как номинального лица, или смена маски - выдвижение другого "первоолигарха". А если все-таки Путин - то в качестве президента, или премьер-министра?
В обоих случаях надо менять Конституцию. В случае третьего срока менять обязательно. В случае путинского премьерства власть можно перераспределить неформально, но тогда президентом должно быть ну какое-то совсем подставное лицо - типа Сергея Миронова. Потому что при том объеме власти, который есть у президента по Конституции, любой через год-два задумается: а почему это я подставной, если я могу все? Уже какой-нибудь Грызлов, не говоря уж о Сергее Иванове, будучи президентом, достаточно быстро захочет править. Поэтому все равно нужно менять Конституцию - и под пост премьер-министра.
Но есть другой вариант: не-Путин - если к 7-му - 8-му году рейтинг Путина упадет слишком сильно. Пока народ не так уж сильно связывает последние реформы с Путиным, но реформа ЖКХ на носу - она может очень сильно подорвать рейтинг президента. И тогда нужно будет искать другую фигуру, которая устроит все кланы. Путин сейчас устраивает всех, проблема только в том, что он может разонравиться народу. Раскрутить другую фигуру, как выяснилось, в нашей стране не трудно.
Это большая проблема - урегулировать интересы всех кланов между собой. Вокруг одной фигуры это сложно, и вот тут возникает идея коллективного руководства, вариант парламентской республики. В нем есть минусы, потому что урегулирование нужно проводить все время, зато никто не проигрывает на первом же этапе. При президентской республике поставили, предположим, на Грызлова. Ну и все, кто был против Грызлова, оказываются в ауте. А при парламентской республике соотношение сил в парламенте все время меняется, депутаты переходят из фракции во фракцию...
Для парламентской республики тоже необходимы изменения в Конституции.
При парламентской форме правления выборы 7-го года становятся очень важными. Парламент формируется таким образом, чтобы там были представлены основные клановые интересы. Поскольку "Единая Россия" не может быть основой власти на следующий период, бирку сменят: ее или переименуют, или разделят, или сохранят, но добавят одну-две партии, чтобы будущий режим опирался на две-три партии, как при Ельцине.
Третий президентский срок Путина - оптимальный вариант для всех группировок, потому что на фигуре Путина все интересы более-менее согласованы, все гарантированы от каких-то крупных неприятностей - в общем, всем хорошо. При условии, что Путин остается популярной фигурой. А если популярность упадет - тогда, естественно, напрашивается вывод: сдать. У одной группы чекистов есть кандидат Грызлов, у другой группы, тоже, видимо, чекистов, - есть кандидат Иванов, есть какие-то другие варианты, наверное.
Если не будет революции (а она, в общем-то, приближается) - все у них получится. По срокам это нужно делать примерно через год.
Путин все время говорит, что он не будет менять Конституцию. Но он не менее шести раз говорил, что не отменит прямые выборы губернаторов.
* Авторское определение современной Российской олигархии изложено Владимиром Прибыловским в статье "Из Колумбии в Нигерию", опубликованной в парижском "Русском курьере" и на сайте "Сцилла": Олигархия ("правление немногих" по-гречески) — это неограниченная ПОЛИТИЧЕСКАЯ власть состоятельного меньшинства, коллективный авторитаризм группы крупных собственников. Вопреки новомодному словоупотреблению, олигархи — это не просто миллионеры, а миллионеры, получившие монопольное право на государственные магистратуры. Олигарх — это не тот богатый человек, который сидит, а тот богатый, который имеет возможность посадить другого богатого. Олигархи — это НЕ ТЕ, КОГО "равноудаляют от власти", а ТЕ, КТО "равноудаляет". При президенте Ельцине полноценной олигархии еще не было, поскольку, хотя состоятельное меньшинство уже имело в своих руках почти всю политическую власть, но отсутствовала неограниченность, бесконтрольность, несменяемость этого властного меньшинства. В полной мере олигархия состоялась в России при президенте Путине. Авторитарно-олигархический супчик доварил Владимир Владимирович, объявивший себя борцом с олигархами и защитником демократии.
Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "Сова":
Каждый раз, когда предлагают изменить Конституцию, это направлено на непосредственное прощупывание общественного мнения инициаторами возможных конституционно-правовых перемен. Одновременно это может быть демонстрация собственных идеологических позиций разными группами, не обязательно участвующими в проектах конституционных изменений. Эти два процесса - взаимоподдерживающие. Соответственно, то, что, вроде бы, утекло из недр Кремля - следы ведущейся товарищами работы по придумыванию какой-нибудь конституционной формулы сохранения Путина у власти. А то, что написали у Белковского - это идеологические заявки его группы. При этом и те, и другие (и идеологические авторы, и разработчики возможных проектов, если они есть) являются всего лишь заявителями. Какие из них будут востребованы президентской властью - это совершенно неизвестно, но все стараются. Объективно, и, я думаю, не сознательно, Белковский подыгрывает этой неизвестной кремлевской группе. Радикальные заявки группы Белковского являются фоном, на котором реальные предложения покажутся умеренными.
Для успеха всей затеи тема изменения конституционных основ общественного строя должна существовать в общественной дискуссии, тогда в рамках этой полемики (может быть, содержательно и совершенно бессмысленной) уже можно вносить и обсуждать какие-то более конкретные предложения. Изменения в Конституцию нельзя вносить с разбегу. Нужно обязательно организовывать конкурс запросов. Дело не только в том, чтобы пригрозить, а потом смягчиться. Объективно очень правильно, чтобы обсуждались какие-то более фундаментальные перемены в Конституции. Не обязательно в худшую сторону, а вообще: например, об изменении всего строя жизни в стране, а заодно и всю Конституцию поменять - как предлагают на сайте АПН. А уж в углу этой великой философской полемики можно обсудить поправки каких-нибудь двух-трех статей в Конституции: для того, чтоб поменять порядок избрания президента, надо поменять текст совсем чуть-чуть.
Процедура принятия поправок такова, что не так уж это будет и долго - за несколько месяцев можно управиться. Главное, чтобы было юридически аккуратно сделано. И в этом смысле публичная дискуссия полезна. Даже люди, замышляющие, в некотором роде, заговор, в данном случае заинтересованы в публичной дискуссии, потому что им могут указать проколы в их собственном плане, которые полезно заранее поправить. Это вполне разумное поведение. Другое дело, что я не думаю, будто существует некий единый центр, планирующий всю операцию. Скорее, существуют конкурирующие группы, лоббируют разные операции, но поскольку цель у них одна, то даже в ситуации конкуренции получается единонаправленное действие.