Протестные выступления. Апрель 2005

Светлана Ковалева, Центр "Демос"


В апреле в полной мере обозначился особая тема акций протеста - современные политзаключенные. В первую очередь это касается выступлений активистов Национал-большевистской партии.

5 апреля несколько сотен членов партии собрались на Пушкинской площади. Главный лозунг митингующих - свобода политзаключенным. Сходная акция прошла 16 апреля у здания Генеральной прокуратуры. Собравшиеся - около 20 человек - в основном друзья находящихся в СИЗО членов НБП требовали, "чтобы генпрокуратура работала честно и по закону". А также 15 апреля в Петербурге: около 80 человек собрались на митинг поддержки студента Владимира Линда, осужденного после захвата национал-большевиками приемной президентской администрации 14 декабря.

О готовности провести акции протеста - символического "захвата" приемной Администрации Президента - 17 апреля заявили родители арестованных 14 декабря 2004 года активистов НБП.

18 апреля о начале голодовки объявили осужденные национал-большевики, требуя объявления их политзаключенными и проведения более широкой амнистии. По их мнению, планируемая к 9 мая амнистия коснется только очень узкого круга заключенных.

1 мая члены партии начали бессрочную голодовку в центральном штабе НБП в Москве. В качестве требования голодающие выдвинули освобождение политзаключенных - осужденных за захват приемной Администрации Президента.

В поддержку Ходорковского прошли акции в Москве, Петербурге, Томске, Новосибирске.

Участники акций выражали гражданскую позицию по делу "ЮКОСа" и моральную поддержку главе компании М.Б. Ходорковскому. Главное требование - "Свобода Ходорковскому!"

В апреле также прошли другие выступления политического характера.

15 апреля активистка НБП облила минеральной водой членов президиума учредительного съезда пропутинских "Наших" в тот момент, когда все участники съезда пели гимн России.

14 апреля лимоновцы пикетировали полпредство Президента РФ в Калининграде.

3 апреля новое молодежное движение "Оборона" провело в Москве антипрезидентскую акцию, главный лозунг которой звучал достаточно радикально - "Хватит Путина!"

4 апреля в Москве прошел митинг против отмены отсрочек и против призывной армии, приуроченная к началу весеннего призыва.

6 апреля студенты Екатеринбурга направили открытое письмо министру образования Андрею Фурсенко с требованием восстановить льготный проезд в общественной транспорте для студентов и повысить стипендии до размера прожиточного минимума.

В случае, если их требования проигнорируют, студенты грозили начать массовые акции протеста.

9 апреля воронежские студенты провели акцию против отмены отсрочек. В акции также приняли участие активисты Молодежного правозащитного движения, представители хиппи и анархистов.

12 апреля студенческие профсоюзы Москвы провели митинг протеста против платного образования.

Отчаявшись добиться реализации своих прав, работники трудовых коллективов шли на радикальные меры протеста, которые в некоторых случаях помогли обратить внимание на проблему и добиться ее разрешения.

Продолжались сообщения о протестующих, которые прибегли к радикальным действиям - голодовкам.

15 ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС начали 26 апреля голодовку в здании городского Дворца культуры. Они требовали вернуть им в прежнем объеме выплаты на социальные льготы, которые городская служба соцзащиты им значительно сократила, объясняя это тем, что с 1 января 2005 года вышли новые федеральные законы, регламентирующие такие выплаты. Протестующим удалось добиться выполнения своих требований 29 апреля после того, как несколько человек были госпитализированы.

20 апреля 20 сотрудников скорой медицинской помощи Усть-Кутской центральной районной больницы, объявившие голодовку, также добились требуемого - выдачи зарплаты за февраль. Голодовка продлилась всего два дня. 19 апреля по факту невыплаты заработной платы областная прокуратура возбудила уголовное дело.

В апреле главврач больницы № 3 Астрахани Михаил Воронин начал голодовку, требуя от местных властей погасить долг в 6 млн. рублей за медикаменты и продукты питания для пациентов и выплатить зарплату сотрудникам больницы. Михаил Воронин заявил, что намерен продолжать "до принятия мер или пока не иссякнут силы". До настоящего времени голодовка не прекращена.

Число акций протеста против отмены льгот в апреле в значительной мере сократилось, что говорит о снижении актуальности протеста против закона о монетизации льгот. Несмотря на недовольство по поводу введения закона, пенсионеры акции протеста теперь уже проводят реже, хотя эта тема и не уходит до конца, превратившись в традиционную.

Требование отменить "антинародный" закон уже воспринимается как несерьезное, как отголосок протестного движения, которое потеряло силу. Эхо массовых протестов января-февраля - акции в нескольких регионах России. Митинги против монетизации льгот прошли в апреле в Ставрополе, Ижевске, подмосковной Дубне.

Однако формы протеста, которые получили широкое распространение во время протеста против монетизации льгот, остаются актуальными (блокирование федеральных трасс, городского движения). В апреле были отмечены несколько всплесков социального протеста, когда протестующие взяли на вооружение именно эти методы борьбы.

5 апреля на Сахалине участники акции против дноуглубительных работ и дампинга грунта в заливе Анива перекрыли федеральную трассу.

7 апреля митингующие против повышения тарифов ЖГХ блокировали центр Волгограда.
16 апреля жители Ботлиха в Дагестане перекрыли трассу, протестуя против строительства военного городка.

27 апреля жители села Мекеги в Дагестане перекрыли федеральную трассу "Астрахань-Махачкала" в знак протеста против распоряжения главы своего селения, который запретил селянам добывать камень для собственных нужд из карьера неподалеку от села.

Отмечены попытки региональных властей полностью. свернуть митинговую активность граждан, ссылаясь на опасность террористической угрозы.

Глава МВД Ингушетии Беслан Хамхоев прокомментировал отказ властей в даче разрешения на проведении оппозицией митинга, намеченного на 30 апреля: "Борьба с терроризмом и экстремизмом на Северном Кавказе продолжается. Существует опасность того, что террористы могут попытаться использовать митинг в своих целях, совершить провокацию. В этой связи мы против проведения массовых мероприятий".

Отмечены и довольно замысловатые способы противодействия проведению акций протеста. Так отгородиться от протестующих в Санкт-Петербурге власть попыталась в буквальном смысле этого слова.

Голодавших в Санкт-Петербурге предпринимателей, протестующих против решения Администрации Московского района о демонтаже торговых павильонов, размещенных вдоль проезжей части по четной и нечетной стороне улицы Типанова, 14 апреля замуровали в павильоне, в котором они проводили акцию. Торговые павильоны у станции метро "Московская" по распоряжению главы Московского района Полукеева были огорожены бетонными плитами, а все входы в торговую зону заварены решетками. Кроме того, по периметру территории выставлен полутораметровый металлический забор.

Опасаясь вступить в долгие препирательства с властями, получить отказ в проведении митинга или же когда есть опасность, что акция не будет проведена в срок из-за бюрократических проволочек, активисты идут на проведение несанкционированных митингов.

21 апреля в Москве у Белого дома прошла несанкционированная акция активистов движения "Гринпис" - против новой редакции Лесного Кодекса. Федеральная служба охраны разогнала митинг.