Светлана Ковалева, Центр "Демос"
ПЕРВОМАЙ
1 мая в различных регионах России прошли шествия и митинги, которые оппозиционные силы традиционно используют для демонстрации политического и социального протеста.
В большинстве случаев организаторами и наиболее активными участниками митингов и шествий были сторонники КПРФ. Именно они, по преимуществу, согласовывали проведение мероприятий с местными властями.
В числе главных требований демонстранты выдвигали следующие: повышение заработной платы и погашение долгов по ее выплатам, отмена существующих тарифов ЖКХ, "отмена отмены льгот". Реже звучали традиционные для коммунистов радикальные требования: "Мы требуем за предательство интересов России и ее народа президента, правительство, Госдуму - в отставку!"
Хотя, что касается радикальных требований, типичными их выразителями в этот день были члены НБП и анархисты.
Провести свой митинг в этот день члены радикальных молодежных организаций не имели возможности. Даже в случае, когда уведомление о проведении акции было подано заблаговременно, правоохранительные органы не допускали ее проведения. Так, к примеру, произошло в г. Набережные Челны. Активист движения анархистов, который подавал уведомление о проведении пикета, был задержан. На заявленном месте проведения акции до начала пикета собралось около 40 милиционеров, которые задерживали и отправляли в РОВД всех потенциальных участников акции. Несовершеннолетних задержанных отпускали через 2 часа, организатору акции предъявили обвинение в проведении "несанкционированного пикета" и "распространении незарегистрированных средств массовой информации".
Поэтому в большинстве случаев радикалы пытались примкнуть к акциям, организованным КПРФ.
В Челябинске КПРФ отказалось идти в одной колонне с НБП. В Результате члены НБП организовали собственную колонну и продолжили движение скандируя "Ре-во-лю-ция", что привлекло внимание правоохранительных органов. Один из лидеров НБП обратился к митингующим с просьбой взять членов НБП в кольцо и не позволить милиционерам арестовать их. Однако это не возымело ожидаемого результата. По сообщению пресс-службы НБП Челябинска, размещенного на сайте официальном сайте НБП: "... кинувшись на толпу два десятка омоновцев начали просто разрывать кольцо окружения нацболов, попутно избивая простых прохожих. В результате нападения было избито несколько стариков и задержано 15 нацболов". Через два часа задержанных отпустили.
Краснодарским национал-большевикам удалось пройти в шествии по центральной улице города вместе с КПРФ, СКМ, Народной волей, Союзом Военных Офицеров, Трудовой Россией и другими политическими организациями. Национал-большевики при этом скандировали: "Мир, Труд, Май - винтовка", "Дошли до Берлина - дойдём и до Кремля", "Нам нужна Другая Россия", "Амнистия для всех" и др. После поздравления участников митинга с 1 Мая, днём солидарности всех трудящихся, от лица НБП, было сделано заявление о незаконности существующей власти В.Путина. Через какое-то время к колонне демонстрантов примкнула группа людей, которые, по мнению национал-большевиков, являлись сотрудниками правоохранительных органов: "Они ходили за нами по пятам и "хотели подраться". Они вызывали на провокацию, прозвучали угрозы "если вас будет 20 человек, то нас будет 50, если вас будет 50 , то нас будет 100".
В Санкт-Петербурге милиция лишь спустя какое-то время пропустила блокирующих Невский проспект активистов "Петербургского гражданского сопротивления", в том числе национал- большевиков, на Дворцовую площадь. В митинге приняли участие около 300 человек, в числе которых были члены партий КПРФ, НБП, Коммунистического союза молодежи и Авангарда красной молодежи.
В Уфе 1-майский митинг носил состязательный характер. На площади Ленина собрались около семи тысяч сторонников официальных властей и около 300 представителей оппозиции и КПРФ. Сторонники властей, в основном молодежь из Уфы и других районов республики, - держали в руках флаги России и Башкирии и скандировали: "Мир, труд, май!", "Мы за Путина!", "Мы за Рахимова!". В свою очередь сторонники оппозиции и Компартии Башкирии пытались перекричать их, скандируя: "Долой Рахимова!".
9 МАЯ
Опыт Первомая заставил власти изменить тактику. Опасаясь повторения эксцессов, вдвойне нежелательных в связи с тем, что широкомасштабные празднования 60-летия Победы не должны были быть ничем омрачены, власти приняли упреждающие меры: активисты "неблагонадежных" партий заранее были задержаны. Вследствие этих действий, к примеру, фактически не состоялся митинг левых движений на площади Тверской заставы. Около 150 человек - потенциальных участников митинга - арестовывали на несколько часов, а затем отпускали, не сказав ни слова о мотивах задержания. Газета "НГ" опубликовала комментарий, полученный корреспондентом газеты у сотрудника московского ГУВД о причинах осуществленных арестов: "Относительно ряда представителей молодежных организаций была получена оперативная информация, позволявшая усомниться в их законопослушности".
При этом на площади Белорусского вокзала митинг все же перешел в столкновение с милицией, после того как несколько активистов "Авангарда красной молодежи" предприняли попытку прорвать милицейское оцепление, которое было выставлено вокруг площади Белорусского вокзала Москвы. Сотрудники ОМОНа, выстроившись в цепь, оттеснили левых радикалов, которые зажигали дымовые шашки и бросали в сторону сотрудников ОМОНа петарды. Вместе с коммунистами на площади собрались "лимоновцы", монархисты, студенты, которые выкрикивали лозунги, прославляющие подвиг советских солдат в победе над немецко-фашистскими захватчиками. Вместе с тем на митинге в резкой форме критиковалась власть.
НБП: АКЦИИ ПРОТИВ АРЕСТОВ УЧАСТНИКОВ ПРЕДЫДУЩИХ АКЦИЙ
Акции НБП все более заметно приобретают две направленности. Это собственно политические акции, как то: вывешивание на фасаде гостиницы "Россия" плаката "Путин! Уйди сам!", проведение пикета "Нет милицейскому произволу!" и т.п.
И собственно акции, призванные привлечь внимание широкой общественности к реакции властей на политические акции активистов партии.
В мае в Москве прошли три следующие друг за другом и различные по характеру проведения акции. 28 мая состоялся митинг в поддержку политических заключенных с участием нескольких партий (КПРФ, НБП, "Яблоко", "Родина") и нескольких общественных организаций. Одним из главных требований было изменение меры пресечения национал-большевикам, осужденным ранее. 29 прошел митинг в поддержку заключенных членов НБП, инициированный их родителями. Обе акции были санкционированы властями. 30 мая несколько членов партии приковали себя наручниками к воротам Исторического музея. Они требовали освободить участников акции в приемной Президента 14 декабря, а также реакции властей на происходящую в тюрьме в Печатниках голодовку активистов НБП. Участники акции были задержаны.
Из числа собственно политических акций мая самой заметной была акция "восхождение лимоновцев-альпинистов" на гостиницу "Россия", где более двух с половиной часов они висели на уровне 10-го этажа гостиницы, вывесив на фасаде плакат: "Путин, уйди сам!". Столичная прокуратура возбудила уголовное дело (часть 1 статьи 330 УК - самоуправство). При задержании активисты НБП (19-летний Евгений Лаговский и 20-летняя Ольга Кудрина) не оказали никакого сопротивления. Они были доставлены в ОВД "Китай-город".
Ответом на этот арест было требование "прекратить уголовное дело в отношении нацболов-"политических альпинистов", которое выдвинули голодающие в московском штабе НБП за освобождение политзаключенных - участников акции в приемной Президента 14 декабря. Возымела ли эта акция успех, утверждать трудно, но национал-большевики - "альпинисты", в конце концов, получили по 15 суток за мелкое хулиганство.
ПИКЕТИРОВАНИЕ МЕЩАНСКОГО СУДА
16 мая у Мещанского суда, где началось оглашение приговора по делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова, прошел санкционированный пикет сторонников Ходорковского. После того, как участники отказались расходиться, несмотря на призывы милиционеров, милиция и ОМОН разогнали пикет, задержав 30 его участников, в том числе Митрохина, лидера движения "Оборона" Илью Яшина, координатора учительского комитета Беслана Виссариона Асеева. Митрохина и Асеева избили. ОМОН пытался задержать и Гарри Каспарова, однако охрана лидера "Комитета-2008" не допустила этого. Пикетчикам предъявили обвинения в нарушении правил проведения уличных мероприятий и неповиновении властям.
Однако до суда дело не дошло. Всех, кто явился по повестке для разбора происшедшего накануне инцидента, отпустили, сказав, что на них не заведено уголовного дела. По словам председателя "Комитета-2008" Гарри Каспарова, обвинения, предъявленные им, оказались настолько несостоятельными, что суд отказался принять дело к рассмотрению.
Каспаров и Митрохин поблагодарили журналистов, освещавших инцидент с задержанием. По их словам, этот "маленький успех был возможен благодаря журналистам", иначе Митрохин до сих пор "сидел бы в наручниках".
ПОХИЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ НА КАВКАЗЕ
Отдельным очагом протестной активности оставался Северный Кавказ. Основная тема акций, прошедших в мае, - протест против похищений людей силовыми структурами.
20 мая в центре Грозного перед зданием Комитета по защите конституционных прав граждан Чечни собрались несколько десятков человек, которые держали в руках фотографии своих пропавших близких, требовали сообщить, где находятся их родственники, в разное время задержанные сотрудниками силовых ведомств. Участники акции заявили, что власти не предпринимают реальных действий по поиску пропавших без вести людей.
В Комитете по защите конституционных прав граждан Чечни сообщили, что для поиска пропавших без вести и похищенных на территории республики граждан создается специальная комиссия, в которую включены руководители всех силовых структур. "Такое предложение было внесено нашим президентом, и теперь розыском пропавших и похищенных людей будет заниматься специальная комиссия. В первую очередь, будет создан полный банк данных о пропавших гражданах", - сообщили сотрудники комитета.
30 мая родственники похищенных жителей Чечни пикетировали правительственные здания Грозного. В конце концов человек, представившийся начальником службы безопасности президента, потребовал от них в течение пяти минут покинуть территорию правительственных зданий, иначе он отдаст приказ применить оружие. Люди были вынуждены разойтись.
В это же день в Дагестане жители Унцукульского района на шесть часов перекрывали автодорогу, требуя освобождения задержанного односельчанина. После встречи с главой администрации района и руководителем РОВД, участники митинга разошлись.
АВТОМОБИЛИСТЫ: ОРАНЖЕВЫЙ НАМЕК
19 мая на заседание Правительства РФ рассматривался законопроект, ограничивающий ввоз в Россию автомобилей с правым рулем на основании того, что эти автомобили не отвечают требованиям безопасности.
В ответ на возможность принятия запретительного решения, в этот же день по всей России прошли протестные акции автомобилистов. На Сахалине в акции приняли участие более трех тысяч владельцев автомашин японского производства. Во Владивостоке по центральным улицам города прошло несколько сот автомобилей - протестантов. В Ханты-Мансийске в акции протеста приняло участие 44 автовладельца. Подобные акции прошли в Хабаровске, Петропавловске-Камчатском и Магадане.
В Москве владельцы около 300 легковых машин с правым рулем намеревались пикетировать здание правительства на Кутузовском проспекте, однако были остановлены сотрудниками ДПС и бойцами ОМОНа на Кутузовском проспекте недалеко от Белого дома. К набережной смогли проехать не все - те, кто снял всю агитацию с автомобиля. Власти митинг объявили несанкционированным, были вызваны эвакуаторы. К протестующим обратились через мегафон с просьбой разойтись.
Примечательно то, что в качестве опознавательного знака акции автомобилисты выбрали оранжевые ленточки. При том, что никаких политических требований протестанты не выражали - их требование было максимально конкретно и не выходило за рамки социального протеста, протестанты для достижения максимального эффекта использовали именно этот пугающий чиновников цвет "революционный угрозы".
В этот же день глава Минпромэнерго Виктор Христенко сделал заявление относительно того, что правительство пока не планирует запрещать эксплуатацию автомобилей с правым рулем.
МИЛИЦИЯ АРЕСТОВАЛА ЗАЩИТНИКОВ ПРАВ МИЛИЦИОНЕРОВ
Необычный митинг прошел 30 мая в Санкт-Петербурге. Около управления ОМОНа по Петербургу прошла акция против участия питерских милиционеров в операциях в Чечне. Акцию провели активисты петербургского гражданского сопротивления, и она прошла под лозунгами "Остановим войну в Чечне", "Долой войну за рейтинг Путина".По мнению ее организаторов, сегодня городские омоновцы фактически бесправны, власть использует их как "пушечное мясо", отправляя в Чечню. К этому можно еще добавить, что вернувшиеся из Чечни милиционеры и омоновцы перенесут в Россию те зверские методы действий, к которым их принудили в Чечне.
Власти Санкт-Петербурга были уведомлены о проведении акции, но отказались ее согласовывать. За "организацию и участие в несанкционированном митинге" милиционеры задержали организаторов митинга и доставили их в отделение.