Рекламные слоганы и "Язык вражды"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

В августе большинство газет откликнулось на преждевременный старт парламентской избирательной кампании и, в первую очередь, на появление многочисленных рекламных щитов с различными лозунгами. Оказалось, что есть несколько рекламных слоганов, мимо которых не прошел ни один из пишущих на эту тему журналистов. Принадлежат они ЛДПР и Объединенная Российская Партия (ОРП) "Русь", успевшей "отметиться" акцией по возвращению национальности в паспорт.

Ряд журналистов откровенно ехидничает по поводу бездарной работы политтехнологов. "Первое, что мне попалось на глаза - реклама партии старого любимца журналистов Жириновского. Всего несколько слов: "Мы за бедных, мы за русских". Обидно, ей-ей. Почему он считает, что если русский, то обязательно бедный?... Плакат другой партейки, чье название я не успела разглядеть (как раз партии "Русь" - ред. ): "Мы самая большая страна. Мы самая образованная нация. Вместе мы русские". Страна-то большая, но если мы такие образованные, почему после "мы" тире не поставлено? И что это вообще значит "вместе мы русские"? Вместе, значит, русские, а по отдельности встречаются еще татары и якуты, к сожалению?" (Ольга Бакушинская. Комсомольская правда). "...Рекламный щит "Мы - самая большая страна. У нас самая образованная нация. Вместе мы - русские" читают даже те, кто считает себя - хоть вместе, хоть по отдельности - татарами, евреями и грузинами" (Ксения Рождественская, Новая газета).

Однако после первых публикаций обозначилась тема дискуссии о допустимости "разыгрывания этнической карты" в рекламе и о возможных последствиях этого.

С одной стороны, уже упомянутый лозунг Жириновского "Мы за бедных, мы за русских" фактически подхватила газета "Советская Россия". Отталкиваясь от него, газета критикует одного из соперников КПРФ на будущих выборах, фактически доказывая, что Жириновский на самом деле не "за бедных" и не "за русских". Таким, по мнению автора, не хватает денег, например, на то, чтобы отдохнуть на курорте, где отдыхает тот же Жириновский или, например, "местный нувориш типа Аллы Чолокьян..." (Владимир Ефимов, Советская Россия). А за русских, мол, заступается как раз тов. Зюганов.

Обратили внимание на этот лозунг и "Известия": "Ну не писать же, в самом деле, что-нибудь вроде: "Мы за богатых, мы за евреев". Могут подумать, что какая-то партия заступается, не дай бог, за олигархов"... И об одном из рекламных плакатов торгового центра "Москва" (уже, впрочем, "заработавшего" судебный иск за неполиткорректную рекламу - "Поскольку в рекламе использованы ксенофобские стереотипы, выглядит она весьма оскорбительно... Верх пошлости и неприличия". (Андрей Колесников, Известия).

5 августа к дискуссии присоединился генеральный директор Института прав человека Камилжан Каландаров. По его мнению, настроение, которое насаждают лозунги, используемые в рекламе ЛДПР и ОРП "Русь", "опасно, неминуемо запускается в действие разрушительный механизм бумеранга... Авторам незатейливых по форме, но страшных по содержанию лозунгов в погоне за электоратом, следовало бы вспомнить, что в настоящее время в многонациональной России проживает 176 наций и народностей", - сказал он и призвал не подогревать националистические настроения.

Кроме того, К.Каландаров высказал свое недоумение бездействием и попустительством федеральных и городских московских служб и ведомств, допускающих разжигание националистических настроений в обществе накануне выборов, и расценил их бездействие, как молчаливое согласие с лозунгами партийных лжепатриотов.

Ссылки на данную статью [2]