Взрыв в московском метрополитене спровоцировал волну антимигрантской, антикавказской и античеченской риторики. При этом депутаты Государственной думы оказались одними из ее инициаторов. Помимо заявлений Рогозина и Невзорова, не преминули высказаться на эту тему Владимир Жириновский, призвавший московских милиционеров "встречать на вокзалах поезда с мигрантами и разворачивать их обратно" , а депутат Алексей Островский (также ЛДПР) предложил направить министру образования Филиппову запрос о ситуации в общежитиях московских вузов, места в которых "сдаются и продаются представителям кавказских национальностей, а студенты славянских национальностей не имеют возможности проживать и спокойно учиться" .
Фактически комментарием к депутатским заявлениям стала статья Михаила Федотова в "Новых известиях". Он отмечает, что очередное проявление терроризма заставляет "одних из нас вновь задуматься об истоках этого абсолютного зла и эффективных средствах борьбы с ним, а других - еще больше озлобиться, чтобы впрыснуть растревоженному, шарахающемуся из стороны в сторону обществу экстракт ненависти ко всем, кто отличается цветом кожи, разрезом глаз, формой носа" .
Не без язвительности, М.Федотов замечает, что несмотря на заявление В.Путина про "провокаторов" и "придурков", последним ничего не мешает "изощряться в выдвижении самых диких инициатив, причем прилюдно, в прямом эфире радиостанций и телеканалов. Предлагалось, в частности, выселить из столицы всех кавказцев, ввести чрезвычайное положение и отменить президентские выборы, разрушать дома террористов, подвергать их публичной казни, репрессировать членов их семей...". При этом мало кто помнит, что подобные высказывания напрямую подпадают под 282 статью Уголовного кодекса.
Однако самое опасное, по мнению автора, явление - это не риторика тех, кого явно или негласно считают националистами. Если терроризм - это дикость, то "удивительно легко вирус дикости передается от террористов к людям, которые считают себя цивилизованными, образованными, современно мыслящими" .
Между тем, вопрос защиты от терроризма не может быть решен дискриминационными и силовыми методами. "Прежде всего [надо] отделить вопрос обеспечения безопасности мирного населения от вопроса урегулирования в Чечне. Пусть первым занимаются люди в погонах, умеющие ловить преступников, внедрять агентов в террористические организации, расставлять всевозможные хитрые детекторы, а вторым - люди без погон. И не наоборот" .