"Скинхедское воскресенье" на российских телеканалах

Конец марта-начало апреля ознаменовался завершением трех громких процессов, связанных с расистскими преступлениями и новой волной скинхедских нападений. Это стало основной темой практически всех итоговых аналитических передач на российских телеканалах. Однако то, как освещалась в них проблема ксенофобии и расистского насилия, у многих зрителей вызвала недоумение.

Наибольший резонанс вызвала программа Владимира Познера "Времена". Вслед за Л.Радзиховским свое возмущение выразил телекритик Юрий Богомолов. По его мнению, приглашение ксенофобов, убежденных и не скрывающих своих взглядов антисемитов в столь респектабельную телепрограмму недопустимо: "Такие шоу не просто освещают преступления нынешних головорезов, но и освящают их", - считает Ю.Богомолов.

А вот для Демократической партии России (ДПР) выступление В.Жириновского, оскорбляющее, по мнению партийцев, не только евреев, но и русских, стало поводом требовать исключения ЛДПР из Антифашистского пакта, а не критиковать телевидение.

Телекритик Арина Бородина ("Коммерсант"), рассуждая о жестокости и сценах насилия, доминирующих на российском телевидении, обратила внимание на то, что практически ни одна из итоговых программ не удержалась от показа "любительских" кадров скинхедских нападений. А.Бородина считает этот показ необоснованным, во-первых, и инспирированным "сверху", во-вторых: "В последнем выпуске программы среди прочего были показаны откровенные кадры того, как скинхеды избивают не нравящихся им людей - как правило, с "неславянским" цветом кожи. Подчеркивалось, что программа показывает любительские видеокадры, снятые самими скинхедами. Показали и выступления некоего лидера движения с явно националистическими призывами и лозунгами, который на камеру говорил о своих целях и задачах. Зачем респектабельной итоговой программе Сергея Брилева, который в последнее время от программы к программе теряет завоеванный былой авторитет, показывать жестокие кадры избиения людей - не совсем понятно. Объяснений может быть два: шок и жестокость привлекают зрителя, и программа таким образом, осознавая сложившуюся телевизионную тенденцию, хочет привлечь дополнительный процент телевизионной аудитории. Но скорее кадры "домашнего видео" скинхедов объясняются другим - очередной разнарядкой сверху, которая обычно исходит из Кремля. Ведь эта же тема столь же подробно, с кадрами драки скинхедов и выступлениями националистов была еще и в эфире программы "Воскресное 'Время'" с Петром Толстым на "Первом канале" (показатели программы в последний месяц становятся все устойчивее, а ее рейтинг стабильно не меньше 10%). Поверить в такое случайное совпадение тем двух итоговых программ госканалов трудно. Тем более что без санкции и поддержки власти и на "Первом", и на "России" вряд ли решились бы даже под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом показывать в эфире как раз откровенно экстремистские призывы. Но закон и право для эфира госканкалов бывают избирательными".

Вопрос об обоснованности таких кадров на телевидении и о профессионализме освещения проблемы ксенофобии и расистского насилия на ТВ затронула и Маргарита Загрязкина в опубликованной в "Русском журнале" статье "Адольф Гитлер и таджикская девочка". По ее мнению, то, как был показан сюжет о скинхедах в "Воскресном времени" (Первый канал), - пример политического заказа и непрофессионализма одновременно. "Сюжет получился сбивчивым и бездарным, но идея, в общем, была ясна: авторы хотели напугать аудиторию фашистской напастью... автор сюжета вроде бы достиг своей цели: неподготовленному человеку, простому горожанину после подобного сюжета начинает казаться, что страна буквально кишит фашистами". Однако задача аналитической программы - анализировать, а не пугать. А "пугание" имеет только одну цель - манипуляцию обществом. И М.Загрязкина выражает опасение, что эта манипуляция будет направлена на борьбу с политической оппозицией.

Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной // Коммерсант. 2006. 5 апреля.