Тимур Музаев о языке вражды масскульта

23 июня 2006 года Радио "Свобода" опубликовало интервью политолога Тимура Музаева, посвященное формированию этнически и религиозно окрашенного образа врага в продукции современного российского масскульта.

Т.Музаев убежден, что именно телесериалы, привлекающие многомиллионную аудиторию и бульварные издания, имеющие массовые тиражи, выпадающие из сферы внимания экспертов - являются наиболее эффективным механизмом формирования "образа врага" в сознании обывателя. В своих рассуждениях он, в частности, опирается на исследования исследователя Вирджинского университета Анны Бродски, опубликовавшей свои заметки о современной российской детективной литературе ("Кровник" Л. Пучкова, "Крестом и булатом. Атака" Д. Черкасова, "Панкрат" А. Воронина, "Охота Бешеного" В. Доценко, "Я был на этой войне" - беллетризованные воспоминания В. Миронова, "Чеченский блюз" А. Проханова).

Кроме того, Т.Музаев отмечает такие сериалы как "Грозовые ворота" и "Спецназ", которые, будучи посвящены чеченской войне, формируют негативный образ целого народа. Так, по мнению Т.Музаева, "Грозовые ворота" - это фильм о десантном полке, который погиб в Чечне, и, естественно, там совершенно определенно прослеживается идея ненависти к чеченцам, к чеченскому народу".

Тимур Музаев считает, что появление подобной литературы, как правило, является не целенаправленным разжиганием ксенофобных настроений, а "эксплуатацией антикавказских настроений в коммерческих целях. Говоря приватно с представителями руководства коммерческих фирм, которых обвиняют в поддержке издания, распространяющих ксенофобию, они говорят, что ничего поделать не могут, это пользуется спросом". При этом он подчеркивает, что необходимо отличать потакание дурному вкусу от целенаправленной ксенофобной провокации, которая также существует и совершенно четко прослеживается в целом ряде изданий и произведений.

Он отметил, что при анализе продукции российского масскульта были выявлены группы, финансирующие появление такой продукции (основой для этого анализа стали, в частности, исследования центра "СОВА" по языку вражды в российскох масс-медиа). В результате было выявлено, что "издания, в которых намеренно и часто пропагандируются идеи вражды, идеи неприязни к народам, финансируются или принадлежат издательскому объединению... "Проф-Медиа", входящему в "Интеррос". Другая компания - издательский комплекс "Медиа-Пресс". При этом Т.Музаев подчернул, что значительное количество СМИ, которые "целенаправленно и планомерно, практически всегда проводят ... идеи неприязни к иностранцам, особенно иностранцам другого вероисповедания, приезжим другой национальности, не нужной, как они считают, для Москвы", принадлежат московскому правительству.

По мнению Т.Музаева, сложно заподозрить владельцев СМИ в том, что они не понимают опасности того, что принадлежащие им издания публикуют ксенофобные материалы. Он считает, что крупные холдинги, ткие как "Интеррос" должны уделять этому повышенно внимание. "Если они этого не делают, значит, они не дорожат своей репутацией".