В июле ОРП "Русь" провела акцию "Твоя национальность в паспорте" - раздавала желающим вкладыши в паспорт, в который они могли вписать свою национальность. Большинство газет, откликнувшихся на это событие, иначе как к фарсу к нему не отнеслись. Однако при этом можно отметить разницу в подаче материала.
Лишь "Комсомольская правда" (Лариса Кафтан) вовсе избежала упоминаний об этничности и отнеслась к происходящему исключительно как к не совсем умной пропаганде.
Газета "Россiя" (редакционное сообщение) опубликовала высказывание одного из лидеров "Руси" депутата ЗС Санкт-Петербурга Владимира Белозерских: "...Этнический комфорт во многом зависит от "самочувствия" русского народа. Партия "Русь" выступает за возрождение русской нации как государствообразующей". Сама газета напоминает при этом, что множество выдающихся исторических деятелей России русскими не были.
Газета "Московские новости" (Яна Александрова) опубликовала подборку мнений четверых жителей Саратова. Трое опрошенных к национальности в паспорте оказались абсолютно равнодушны. Однако один из ответов был следующим: "По-моему, обязательно нужен (вкладыш - ред). Вы знаете, мне кажется, многие сейчас скрывают национальность. Вот как немцы евреев во время войны искали, а те скрывались. И до сих пор скрываются. А так нельзя... Мне, например, важно, чтобы знали, что я русская. А то ведь иначе меня как угодно могут назвать: и немкой, и еврейкой, и татаркой. Люди такие, они все что угодно сделают..."
Особо хотелось бы отметить газету "Московский комсомолец" (Елена Баюн), которая при всем ироническом отношении к акции не преминула отметить, что в ней приняло участие много выходцев с Кавказа и из Средней Азии.
Так же поступила и газета "Время -МН" (Семен Шацкой), однако здесь автор подчеркивает, что подобным образом "нерусских" москвичей заставляет поступать желание, чтобы "от них отстали скинхеды и им сочувствующие" и вспоминает опыт социалистической Болгарии, где для успешной карьеры местные турки должны были иметь славянские фамилии.
Видно, насколько опасно использовать в рекламе этнические мотивы: как легко можно спровоцировать бытовые националистические настроения показывает публикация "Московских новостей". И вновь стоит обратить внимание на стиль подачи материала. У автора "Времени-МН" вызывает недоумение фраза "Грош цена такому национальному возрождению", которой завершается заметка. Возможно (и даже скорее всего!) автор сетует на рост националистических настроений в обществе, подогреваемых акциями, подобными этой, но по контексту можно понять и так, что недоволен он именно тем, что "русскими" записываются люди "с кавказскими фамилиями". В случае же с "МК" и вовсе непонятно, для чего было упоминать об этнической принадлежности участников акции.
Кафтан Лариса. Народу предложили указать национальность // Комсомольская правда. 2003. 24 июля.
Хочешь быть русским? Будь им! // Россiя. 2003. 24 июля.
Александрова Яна. В паспорт введут "пятую графу". Пока добровольно // Московские новости. 2003. 5-11 августа.
Шацкой Семен. "Передвижная" национальность // Время-МН. 2003. 23 июля.
Баюн Елена. Пятый пунктик // Московский комсомолец. 2003. 23 июля.