Новости по теме

Галина Сапожникова об исламе и русских

21-22 октября газета "Комсомольская правда" опубликовала материал Г.Сапожниковой под заголовком "Почему русские принимают ислам?". Журналистка сообщила, что в первый раз за 15 лет профессиональной работы из-за статьи "Будут ли русские чтить Коран и есть рис палочками?" (8, 9, 10 июля 2003 г.)на нее подали в суд... мусульмане Карелии. Г.Сапожникова искренне недоумевает, "почему... промолчали все остальные российские мусульмане - из Татарии, Дагестана и Башкирии? ...при чем тут статья о последствиях нерегулируемой миграции и причинах взрыва бытового национализма?" Журналистка декларирует намерение разобраться в проблеме. Выходит это у нее, на наш вгляд, весьма неоднозначно и противоречиво.

Анализируя данные одного из последних опросов фонда "Общественное мнение" о том, что каждый второй россиянин считает, что ислам оказывает негативное влияние на современный мир, журналистка справедливо отмечает, что многие немусульмане испытывают страх при слове "Коран", "не подозревая, что фразы "Убей неверного!" в нем никогда не было и нет. Ее видят только те, кто очень хочет увидеть. Коран - потрясающая по мудрости книга, такая же, как Библия, а ислам - великая культурообразующая религия, не уступающая христианству, и не замечать его обаяния было бы глупо".

Однако по прочтении всего материала создается впечатление, что автор, отдав дань некоей "ритуальной политкорректности", на самом деле, похоже, придерживается иных взглядов. Вполне определенную тональность всей публикации задает, на наш взгляд, следующее "знаковое" высказывание автора:
"...Один вопрос не давал мне покоя: откуда на территории самых святых для православного люда мест, известных миру деревянными церквушками в Кижах и монахами-отшельниками Валаама, взялась едва ли не самая активная в сегодняшней России мусульманская община" . Также вряд ли уместно при анализе столь "тонкой материи" такое, например, высказывание: "Рождаются же люди с такими красивыми русскими фамилиями: Волгины! Фамилия-то никуда не денется, будет жить, но вот с именами в этом роду явно будут проблемы. Глава молодой семьи, Алексей, требует, чтобы его звали Махмудом. Его жена Лена называет себя Зайнаб, ну а детей они нарекли соответственно Ибрагим и Ильяс... Смесь французского с нижегородским...". И таких пассажей в названных материалах можно привести множество.

"Кто сказал, что воспитанным в атеистических традициях россиянам обязательно нужно сделать единственный выбор? Пусть из земли бьют несколько ключей..." ,- резонно отмечает Г.Сапожникова, тут же, однако, обвиняя карельских мусульман, большинство которых составляют бывшие православные: русские, вепсы и карелы, в "агрессивности": "если вы пьете только из одного /источника/ - нужно ли травить все остальные?"... Защищая ислам, они поносят православие, формируя именно тот агрессивный имидж, которого и стараются избежать".

Рассказывая об "агрессивности карельских мусульман", одним из главных проявлений которой, как явствует из рассматриваемого материала, является то самое обращение в суд, журналистка пишет: "Этническим мусульманам никому ничего доказывать не надо - раз в неделю, по пятницам, они приходят в молельный дом, на чем их участие в партийном строительстве заканчивается... Но русские мусульмане - совсем другая история. Им нужно убедить: а) себя - в том, что они сделали правильный выбор, б) мусульман по рождению - в том, что неофиты не хуже их. Им нужно защищаться, поэтому они и нападают".

В действительности же рассуждения об активности (агрессивности) неофитов-мусульман у Г.Сапожниковой относятся к вполне конкретным эпизодам, никакого отношения к агрессии не имеющим: неправильное
употребление
в прессе слова "шахид" и протесты против бездействия милиции во время Дня десантника.

В целом журналистке, похоже, удалось высветить некоторые весьма непростые аспекты рассматриваемого вопроса, которые, очевидно, следует фиксировать и анализировать. Называя новообращенных мусульман из Карелии "милейшими русскими людьми" , Г.Сапожникова пишет: "Каждый из них по отдельности - хороший человек, искренний и тонкий. Но что с ними происходит, когда они собираются вместе? И почему остальным русским это не нравится?" Вопрос поставлен, но вряд ли можно согласиться с предлагаемым автором "Комсомольской правды" ответом, пусть у нее на полке, как она специально подчеркивает, и "стоит целых два Корана".

Ссылки на данную статью [1]