29 февраля в очередном выпуске программы "Времена" обсуждалась проблема национализма в России. В обсуждении приняли участие Гавриил Попов, Даниил Дондурей, Андрей Сахаров (РАН), Александр Савостьянов (сопредседатель НДПР) и Александр Чуев (депутат Государственной Думы).
Состав приглашенных на передачу несколько озадачивает (как отметил портал "Полит.Ру", В.Познер пригласил на программу "людей, которых в приличный дом не пускают"), хотя понятно желание автора программы показать представителя националистической партии "как он есть". И показ этот не заставил себя долго ждать. Очень быстро Александр Савостьянов сбился на риторику классического расизма, перейдя от противопоставления "русский / не русский" ("Россияне - не русские граждане России. Нам не нужна вторая идентичность, русским") к противопоставлению "черный / белый" ("Негр он и есть негр, это и трехлетнему ребенку понятно"). Кроме того, главный редактор "Национальной газеты" не мог не воспользоваться случаем, чтобы лишний раз заявить о "слепоте русского народа в национальном вопросе".
Однако настораживают и выступления других участников дискуссии. Так, например, депутат Госдумы Александр Чуев постоянно возвращался к идее русского народа как государствообразующей нации, причем приоритет таковой Чуев понимает весьма буквально: "Наша Конституция равноправие [народов] реализует за счет прав русского народа. Если русский народ будет чувствовать себя хорошо, то и все остальные нации - тоже" - заявил он, текстуально повторяя один из предвыборных лозунгов ЛДПР, ОРП "Русь" и КПРФ.
Директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров заявил, что СМИ раздувают опасность национализма, который исторически не присущ российскому народу. Обосновывал он этот тезис тем, что националисты были плохо представлены как в императорских Думах, так и в Думах современной России. По мнению А.Сахарова, СМИ искусственно раздувают панику, утверждая, что около 30% населения России поддерживают националистические (антисемитские, антикавказские и т.д.) лозунги. Между тем, 70% населения, т.е. подавляющее большинство - против национализма. Эти цифры, по мнению академика, как раз и свидетельствуют о том, что национализм России не грозит.
Тем самым, А. Сахаров фактически повторил популярный аргумент против националистической опасности: они, мол, не могут прийти к власти. Как будто сегодняшнее меньшинство не может завтра стать большинством, и главное, как будто только в этом заключается опасность агрессивного национализма.
Интересно, что никто из присутствующих не напомнил академику нынешних депутатов Государственной Думы Николая Кондратенко, Альберта Макашова или Николая Леонова; не говоря уже о вполне заметном православно-националистическом крыле в дореволюционных Думах.
Вполне достойный, на наш взгляд, вывод из этой дискуссии сделал киновед Даниил Дондурей: "Я даже благодарен Савостьянову, что он сформулировал основную драму России на ближайшие десять лет: Россия делится на "Россию для русских" и "Россию для не русских" и что по "русским" может называться страна, а по "не русским" - не может". Это ведет и приведет страну к огромной крови, заявил он.
Кроме того, Д.Дондурей не согласился с Гавриилом Поповым, который считает, что американская идея "плавильного котла" для России не подходит и создание единой общности многонационального советского/российского народа - бюрократическая затея. Если это и бюрократическая затея, заявил Д.Дондурей, то это одна из хороших затей: "дай бог, чтобы она была реализована". Однако для ее реализации, как показывает опыт других стран, нужны недюжинная политическая воля и огромные государственные усилия. В том числе, пропагандистские: "Нельзя делать так, чтобы на экране говорили "Не брат я тебе, гнида чернозадая". Не может такой текст пройти, и это - государственная политика".
От себя добавим, что государственное противодействие ксенофобии и политика "плавильного котла" - это все-таки разные вещи. "Плавильный котел" и в США работает все хуже, сама концепция заменяется другой - концепцией "салатницы" (в которой разные компоненты густо перемешаны, но не теряют своей сущности). В России с ее исторически сложившимися этническими анклавами "плавильный котел" вряд ли смог бы заработать, а вот "салатница" - могла бы.
Времена // Первый канал. 2004. 29 февраля.