Новости по теме

"Малоинициативные" русские и "агрессивные" южане

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Центральным материалом "Комсомольской правды" от 11 мая 2004 г. стала подготовленная Дмитрием Стешиным подборка на разворот под названием "Русских отучили зарабатывать? В итоге ощутимая часть московского рынка занята выходцами с Кавказа и из Средней Азии".

Анонс материала, вынесенный на первую полосу, гласит: "Какой национальности бизнес в Москве".

Подборка представляет собой якобы досье на различные этнические диаспоры в Москве (чеченцев, азербайджанцев, грузин, армян и "выходцев из Средней Азии"). Авторы материала перечисляют основные сферы деятельности указанных диаспор, указывают, какими именно крупными компаниями владеют чеченцы, армяне и пр. (перечисляются фамилии), и в каждом отдельном случае специально выделяют графу "Криминал". Кроме того, приводятся данные о численности диаспор - официальные, явно заниженные, и неофициальные, явно завышенные, создающие впечатление о "засилье" представителей данных диаспор в Москве (если сложить приведенные неофициальные цифры, получается, что в Москве живет 3 млн 47 тыс. чеченцев, азербайджанцев, грузин, армян и среднеазиатов, что явно неправдоподобно).

В качестве источников названы передачи радио "Маяк", книги В. Стельмаха, Виталия и Валентина Малаховых, сайты национальных общин, публикации в СМИ и т.п., в том числе сведения, взятые на интернет-форумах, а также данные Движения против нелегальной иммиграции.

Досье снабжено "комментарием специалиста" - "доктора исторических наук, этнопсихолога Владимира Баженова". В своем комментарии В. Баженов, в частности, считает, что "предпринимательская жилка из [русского - ред.] народа была выкорчевана при советской власти", в то время как в национальных республиках этого не произошло, там существовал неформальный частный бизнес и "устойчивые родоплеменные отношения", а также сохранилась традиция взяточничества ("в России в отличие от Востока разучились давать взятки" - sic!), что и обеспечивает диаспорам преимущества в бизнесе перед русским населением.

И заголовок с подзаголовком, и анонс, и сам материал создают негативный образ как русских, так и представителей указанных диаспор, причем если русские выглядят ущербными, то представители диаспор - агрессивными и криминализированными. Публикацию можно рассматривать как завуалированную попытку разжигания межнациональной розни.