Новости по теме

О подсчете "чеченских денег"

С 6 декабря 2004 г. "Известия" опубликуют цикл статей Вадима Речкалова "Почему спецслужбы не могут поймать Басаева".

Автор рассматривает реально существующие проблемы, с которыми сталкиваются спецслужбы, работающие в Чечне: поддержка Басаева частью местного населения, профессионализм боевиков, их хорошая материальная база и т.д. Однако одна статья выделяется на общем фоне. Подсчитывая "Деньги Басаева", В.Речкалов пишет о том, что "ему жертвуют или платят дань чеченцы-предприниматели от Санкт-Петербурга до Тюмени". Подобное утверждение он делает, основываясь на заявлениях самого Басаева, а также на "сведениях спецслужб", которые ему сообщили некие анонимные силовики. Подчеркнем, что все остальные рассуждения о причинах "неуловимости" полевого командира, как правило, принадлежат конкретным людям, чьи имена, звания и даже позывные журналистом названы. Анонимна лишь информация о деньгах: "С точки зрения географии своего влияния Басаев преуспел больше всех, - сказал мне уже упоминавшийся в предыдущих материалах анонимный старший офицер контрразведки. - Он дотягивался и до Москвы, отправлял "продюсеров" в Санкт-Петербург. Проводит вербовочную и финансовую работу в диаспорах Центральной и Европейской части России. Его люди ездили и в Сибирь. Там деньги немалые. Чем богата та же Тюменская область - нефть, газ. И чеченцев, занимающихся этим бизнесом, там тоже достаточно. Вот с них Басаев и берет деньги. Конечно, он делает это не лично. И даже не через своих приближенных, а через третьи руки. Я имею в виду родственников тех чеченцев, которые живут в Чечне, но имеют родственников в других регионах. Скажу больше. Наличие родства вообще необязательно, достаточно этнической общности: чеченец -чеченцу. Это достаточно серьезная связь. Тут еще вот что надо отметить, чтобы было понятно, почему в общем-то законопослушные чеченцы не отказывают Басаеву. Они это делают в большей степени не из страха. За 10 лет боевых действий произошел серьезный разрыв между русскими и чеченцами, два поколения выросло на этой войне. И у многих чеченцев представление о русских все-таки как о захватчиках. Я это говорю как человек русской национальности".

Между тем, единственный поименованный в статье "силовик" - заместитель начальника чеченского УФСБ Александр Потапов озвучивает версию лишь о "зарубежных деньгах Басаева".

На наш взгляд, обвинение всех (или, по крайней мере большинства) этнических чеченцев, проживающих на территории Российской Федерации в финансировании Басаева, как минимум, некорректно. Напомним, что подобные обвинения раздаются в прессе практически после каждого крупного теракта. Однако "анонимные силовики" отчего-то не спешат перекрывать эти финансовые потоки и выдвигать конкретные обвинения в адрес не абстрактных "чеченцев", которые "чеченцам всегда помогут", а вполне конкретных людей или организаций.

Между тем подобные бездоказательные публикации, ни к чему, кроме роста чеченофобии, и без того достаточно сильной в российском обществе, привести не могут.