Мы публикуем обзор проявлений языка вражды в СМИ Республики Коми, подготовленный Игорем Сажиным (КПК "Мемориал", Сыктывкар). В обзоре рассматриваются интернет-издания и печатные СМИ региона, приводятся примеры уголовного преследования за возбуждение национальной ненависти.
Введение : Жесткие формы проявления языка вражды в СМИ РК : Менее жесткие, но не менее гадкие формы проявления языка вражды в СМИ РК : Заключение, вселяющее надежду
Введение
КПК "Мемориал" занимается исследованием языка вражды в печатных СМИ Республики Коми (РК) и Интернете с конца 2001 года.
В ходе исследования выделились три формы проявления языка вражды:
а) жестко националистическая с призывом к насильственным действиям или с описанием насильственных действий по отношению к национальным и религиозным меньшинствам;
б) националистическая, направленная на вызов у читателя негативных эмоций в отношении той или иной национальной группы;
в) бытово-националистическая, вызывающая национальную и религиозную неприязнь опосредованно, через упоминание этничности преступников или подозреваемых.
Данные формы проявления языка вражды скорее выработаны мной для более ясного понимания ситуации с данным явлением и построены по мере жесткости, и опасности для общества их применения. Можно даже определить, что в первых двух случаях мы сталкиваемся умыслом на порождение насилия и негативных эмоций. В последнем случае мы сталкиваемся скорей с непросвещенностью, малограмотностью или даже особенностями русского языка, и в меньшей степени с далеко идущим умыслом. При этом одна из форм языка вражды не может быть применима в цивилизованном обществе и в цивилизованных СМИ.
I. Жесткие формы проявления языка вражды в СМИ РК
Форма жестко националистическая прежде всего проявилась в Интернет-изданиях и периодических изданиях, ориентированных на определенные группы жителей РК. Надо отметить, что таких изданий и Интернет проектов не так много и они, чаще всего проживают не долгую жизнь.
Первое такое издание появившееся в РК - это электронный журнал скинхедовского движения РК "Кирпич", первый номер которого вышел в 1999 году. Первый номер журнала, по утверждению авторов вышел не только в электронном виде, но и в печатном и распространялся через магазин "Спектр" в г. Сыктывкаре. Но в распоряжении нашей организации так и не попало ни одного печатного варианта журнала. Тем не менее, достаточно долгое время, вплоть до 2003 года в Интернет размещался виртуальный журнал (www.str-oi-hools.narod.ru). За все время существования журнала вышло два номера в 1999 году и в 2000 году. Оба номера журнала посвящены в основном хулиганским выходкам скинхедов с активным использованием языка вражды в отношении евреев.
Например:
"А началось все с того, что на сцену вылез всем известный курчаво бородатый пень (он же официозный двигатель зырянского рока, с чисто зырянской фамилией именем и внешностью) Михаил Львович Герцман, и в краткой речуге, которую он скатал у Чебурашки, пояснил собравшимся: "Мы строили, строили и, наконец, построили наш фестиваль! Ура!!!". Речуга особого шевеления не вызвала. Зал зевал, с задних рядов неслись вопли: "ЖИД!", и прочие антисемитские выкрики..."
И далее
"Оставалось только спокойно дождаться нужной телеги до Ухты. Но это была слишком сложная задача для таких людей как мы, тем более с нами был Ф., который находился в заведенном состоянии. Короче, произошла такая фигня. Ф. Направился к какому-то кренделю стрельнуть огоньку. Увалень ему отказал, ссылаясь на то, что национально озабоченным, он спичек не дает. Вскипевший Ф. намекнул кренделю на его жидоватость и непривычную, для русского человека, картавость. В ответ он встал в позу известного еврейского оратора Л.Д. Троцкого и гордо прокартавил: "Да, я еврей, и горжусь этим, а вы все гады, фашисты!". Офигевший от этой речуги Ф. предложил сионисту прогуляться и побеседовать о жизни. Пинали кренделя долго и упорно, наверное, весь сионизм выпинывали. Немного подустав, вернулись на остановку. Но это было еще не все, тело кренделя поднялось к подъехавшему автобусу, влезло внутрь и начало опять верещать на антифашистские темы. Мы решили проигнорировать придурка, пускай езжает убогий. Но вдруг, как старый бэтмэн, Ф. лихими скачками двинул к басу, залез в него и, вытащив наружу кренделя, начал х...ть его под наш дружеский хохот" [1] .
Кроме подобных текстов в журнале "Кирпич" приведены националистической направленности рисунки, где изображен кулак со свастикой избивающий людей, внешность которых может быть заявлена следующими признаками: черные кудрявые волосы, крупные носы, загнутые в низ.
Попытки разместить информацию с использованием языка вражды в Интернете производились не только на специализированных страницах, но и на чатах широкого пользования. Так воркутинский федеральный суд вынес приговор по уголовному делу А. Питилимова. Он был признан виновным по ст. 282 ч.2 УКРФ за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, совершенные публично. Суд приговорил А. Питилимова к штрафу в размере 30 минимальных размеров оплаты труда. Питилимов 17 апреля 2002 через интернет, через официальный сайт г. Воркуты распространил призыв: "Всем хулиганам и скинхедам г. Воркуты привет, мочите панков, рэперов и нерусских, особенно на день рождение Гитлера, 20 апреля" [2].
Так же к проявлениям жестко националистического языка вражды можно отнести попытку студента Коми государственного педагогического института создать сайт в 2004 году, на котором он разместил тексты националистического содержания направленные против мусульман, евреев и американцев, а так же речи Гитлера.
"Очистка планеты от низших рас: евреев, хачиков, азиатов, ниггеров, американцев, мусульман и прочего отстоя"
Летом 2004 года против А.Скосырского было возбуждено уголовное дело по статье 282 о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды. 21 февраля 2005 года данный студент был осужден Сыктывкарским федеральным судом на 1 год условно. Так что сайт сам по себе не долго прожил в виртуальном пространстве.
Использование Интернет-изданий для распространения языка вражды давно стало большой проблемой так же и для РК. Тем более что в Интернете проявляются, прежде всего, наиболее жесткие формы языка вражды.
II. Менее жесткие, но не менее гадкие формы проявления языка вражды в СМИ РК
а) Общий обзор
Две другие формы проявления языка вражды - националистический и бытово-националистический - довольно серьезно закрепился в СМИ РК. Можно указать, что данные формы языка вражды в той или иной степени применяли все исследуемые газеты в РК и частные, и государственные, и светские и религиозные.
За два с половиной года сбора информации были выявлены следующие публикации с проявлением языка вражды в печатных СМИ РК.
"Курьер плюс" (еженедельная газета партии "Яблоко" - 11000 экз.) - 3 факта публикации с проявлением языка вражды, "Вера" (ежемесячная газета РПЦ, учрежденная Управление печати РК - 8500 экз.) - 8, "Московский комсомолец в Коми" - 2, "Трибуна" (еженедельная газета Федерации профсоюзов РК и акционерной нефтяной компании Коми ТЭК - 40000 экз.) - 11, "Стефановский Бульвар" (еженедельная частная газета - 9000 экз.) - 1, "Экспресс-неделя" (еженедельная частная газета - закрылась в 2004 году)- 4, "Молодежь Севера" (еженедельная частная газета - 12000 экз.) - 7, "Красное знамя" (еженедельная частная газета - 22000 экз.) - 8, "Республика" (еженедельная газета Государственного совета и Правительства РК - 6500 ) - 5, "Епархиальные ведомости" (еженедельная газета РПЦ Епархии Сыктывкарской и Воркутинской - 10000 экз.) - 9, "Достоинство" (ежеквартальная газета КПРФ по РК) - 1, "Твоя параллель" (еженедельная молодежная газета) - 1, "Зерцало" (газета выходящая раз в два месяца, не регулярно РПЦ За Рубежом - от 100 до 900 экз.) - 1, "Дорьям Асьномыс", (Защити себя сам) (издается 2-3 раза в год, партией "Дорьям Асьномыс" - тираж 1000 экз.) - 2.
Из этого видно, что язык вражды наиболее применяем в газете принадлежащей Епархии - "Епархиальные ведомости" и профсоюзной газете поддерживаемой крупным бизнесом - "Трибуна". Так же достаточно много языка вражды в газете РПЦ поддерживаемой государством - "Вера", и частной газете - "Красное знамя".
Качество языка вражды в данных газетах самое разное.
Газета "Курьер плюс" в выделенных нами публикациях применяет язык вражды, при перепечатках из других федеральных изданий. Наряду с этим применяется так называемый бытовой язык вражды, когда газета упоминает национальность человека совершившего или подозреваемого в совершении преступления, не придавая этому особого значения. Они касаются в 2-х случаях чеченцев и в одном китайцев.
Газета "Вера" в выделенных нами публикациях применяет язык вражды в отношении чеченцев (в двух публикациях - далее в тексте будет стоять только цифра публикаций), татар, баптисты, католики, евреи (2), ислам. При этом авторы статей стараются давать оскорбительные характеристики данным национальным и религиозным меньшинствам. Только в одном случае из семи можно признать проявление бытового языка вражды.
Газета "Московский комсомолец в Коми" применяет язык вражды в отношении церкви Муна, баптистов, христиан веры евангельской, евреев, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, свидетели Иеговы, цыгане. Стоить обратить внимание, что большая часть языка вражды против религиозных меньшинств используется в одной статье. На протяжении всей статьи автор закрепляет мнение читателя о данных религиозных меньшинствах, как о тоталитарных сектах. Только в отношении цыган применяется бытовой язык вражды, т.е. национальность упоминается в контексте возможного преступления, даже не доказанного судом.
Газета "Трибуна" применяет язык вражды в отношении: лиц кавказской национальности (3), цыгане (2), церковь "Источник Жизни", азербайджанцев (3), коми, чеченцы, нигерийцы, В 10 случаях из 12 применялся бытовой язык национальной вражды и только в двух упоминание национальности сопровождалось оскорбительными характеристиками, направленными на унижение и оскорбление чеченцев и представителей церкви "Источник Жизни".
Газета "Стефановский бульвар" применил только один раз язык вражды, но коснулся сразу двух этнических групп - кавказцев и негров. Надо отметить, что в данном случае применялась характеристика, оскорбляющая и вселяющая ненависть и страх к данным этническим группам.
Газета "Экспресс-неделя" применила язык вражды в отношении буддизма, азиатов, мусульман, евреев, узбеков, белорусов, финно-угров, не православных, не русоволосых, не синеглазых. Надо отметить, что все проявления языка вражды в данной газете имеют жестко националистический оттенок, порождая отрицательную оценку читателя в отношении вышеназванных групп населения.
Газета "Молодежь Севера" применила язык вражды в отношении эстонцев, пятидесятников, неопятидесятников-харизматиков, цыган (3), болгар, таджикских цыган, арабов, лезгин, азербайджанцев, свидетелей Иеговы. Надо отметить, что почти все высказывания относятся к бытовым проявлениям языка вражды, когда называется национальность преступников и подозреваемых. В трех случаях, когда это не был бытовой национализм, газета приводила чьи-то слова, заявления в интервью. Это касается двух священников баптистской и православной церквей, а так же редактора газеты "Вера".
Газета "Красное знамя" применила язык вражды в отношении лиц кавказской национальности, выходцы с Кавказа, кавказцы, национальности, болгар, армяне, азербайджанцы (2), цыган (3), свидетелей Иеговы. Надо отметить, что все упоминания носят бытовой характер.
Газета "Республика" применила язык вражды в отношении лиц кавказской национальности, выходцев с Кавказа, цыган (2), таджиков, нигерийцев. За исключением одного материала, в 5 остальных применялся бытовой язык вражды, но в материале о таджиках автор статьи делает все, что бы у читателей взывать отрицательные эмоции по отношению ко всему данному народу.
Газета "Епархиальные ведомости" применили язык вражды к пятидесятникам, молоканам, духоборцам, хлыстам, скопцам, беседникам, прыгунам, церкви "новый Израиль", монтанистам, церкви Христа веры Евангельской, неопятидесятникам, свидетелям Иеговы, армянам, западу, Китаю, евреям (2), татарам, полякам, адвентистам седьмого дня. Все данные применения языка вражды построены так, что настроить читателя против данных религиозных, национальных и прочих меньшинств.
Газета "Достоинство", принадлежащее КПРФ по РК применяла язык вражды в отношении запада, иностранцам, США, нерусским.
Газета "Творя параллель" применяла язык вражды в отношении цветных, негров, вьетнамцев, азербайджанцев. Информация подана как интервью со сторонником скинхедов, без комментариев.
Газета "Зерцало" применила язык вражды в отношении евреев, опубликовав выдержки из книги Ю. Графа "Миф о холокосте".
Газета "Дорьям Асьномыс" применила язык вражды в отношении не коми населения живущего на территории РК, применяя к ним название "колонизаторы" и "мигранты".
б) Язык вражды в отношении этнических групп
Более всего язык вражды направлен в СМИ РК на народы населяющие Кавказ. Всего это было применено в 24 случаях. При этом более всех язык вражды обрушивался на жителей Кавказа вообще - 9 случаев, потом на азербайджанцев - 7 фактов и на чеченцев - 5 случаев, два факта в отношении армян и один в отношении лезгин. Второй национальной группой, против которой культивируется неприязнь СМИ в РК, стали цыгане. В отношении них было зафиксировано 12 случаев. В одном из них была упомянута особа группа таджикских цыган - люли. Третья группа, против которой использовался язык вражды - азиаты (китайцы, вьетнамцы, арабы, таджики, узбеки). Следующая группа, подвергшаяся ненависти со стороны СМИ, это евреи - 7 фактов. Далее по нисходящей досталось жителям Африки - 4 факта, финно-угорским народам (в том числе и коми) - 3 факта, так же досталось и некоторым европейским народам (полякам, белорусам и болгарам), татарам - 2 факта. Можно так же отметить, что язык вражды относился к отдельным признакам (цвет глаз и волос), а так же к обобщенным группам: "не русские", "иностранцы", "жители запада", "цветные" и, конечно, жители США.
Если говорить об этнических группах, подвергшихся наступлению языка вражды, то хотелось бы обратить внимание, что только четыре конкретных этнических группы страдают от применения языка вражды более всего: это цыгане, азербайджанцы, евреи и чеченцы. Может быть характерным является то, что бытовой язык вражды в публикациях более всего распространяется на цыган и на азербайджанцев, а публикации с применением прямых оскорблений - против евреев и чеченцев. Объяснения этому можно дать исходя из того, что использование языка вражды против чеченцев - это государственная политика, которая просматривается, прежде всего, в федеральных СМИ, а антисемитизм наиболее распространен, как основополагающая установка среди представителей РПЦ. Здесь можно говорить о политике изданий РПЦ в этой области, как подчиняющихся Московской Патриархии, так и зарубежным патриархам. Данный вывод можно сделать, если посмотреть, что враждебные выпады против евреев сделаны в основном в газетах "Вера" и "Епархиальные ведомости", напрямую подчиняющихся Епархии Воркутинской и Сыктывкарской, а так же в газете "Зерцало" принадлежащей общественному движению "Православное единство", которое представляет в РК РПЦ Зарубежом. Если рассмотреть эти факты во времени, то использование языка вражды против евреев со стороны не религиозных изданий происходило в 2002 году, а религиозные издания используют язык вражды и в 2001, и в 2002, и в 2004 гг.
Цыгане и азербайджанцы, как основной объект ненависти, преобладает среди большей части российского населения, том числе и в Республике Коми. О цыганах, как и об азербайджанцах, более всего говорят такие газеты как "Трибуна", "Молодежь Севера", "Красное знамя" и "Республика", которые применяют язык вражды более всего в бытовом его плане, в плане информирования населения о национальности преступника или подозреваемого. В отношении азербайджанцев есть применение языка вражды и в других изданиях, но только в разделе интервью. Когда не газета готовит материал, а свое мнение сообщает публичное лицо. Так было с газетой "Твоя параллель", где азербайджанцы упоминаются в интервью, взятом у сторонника скинхедов.
К этому надо отметить, что проявления языка вражды бытового уровня редко является инициативой самих газет. По нашим наблюдениям, язык вражды бытового уровня поставляется информационным агентством "Комиинформ". Именно на основе их информации формирует свои материалы большая часть республиканских газет.
Особо можно отметить применение языка вражды в отношении жителей Кавказа, или "лиц кавказской национальности". Здесь сочетается как государственная политика, так и бытовой национализм. Почти все исследуемые нами газеты республики применяли язык вражды в отношении "кавказцев", "выходцев с Кавказа", "лиц кавказской национальности" и т.п., за исключением может быть "Епархиальных ведомостей", которых более интересовала не этническая, а религиозная принадлежность, за исключением евреев.
Особенностью "национального" языка вражды для РК может служить то, что при сохранении общероссийских тенденций, тем не менее, античеченский язык вражды применяется не столь часто и уступает антицыганскому и антисемитскому языку вражды. Так же следует отметить значительно большее число проявлений бытового языка вражды по отношению к высказываниям, несущим прямую направленность на вызов в читателе негативных эмоций к той или иной этнической группе, что может объясняться непросвещенностью и откровенно низким профессионализмом журналистов и главных редакторов газет. Активная просветительская работа среди журналистов может остановить и даже значительно сократить рост бытового национализма.
в) Язык вражды в отношении религиозных групп
Из религиозных групп более всего пострадали от языка вражды в СМИ РК различные протестантские течения - 16 фактов, из них более всего досталось Свидетелям Иеговы и христианам веры евангельской по 4 факта упоминания, за ними шли пятидесятники - 3 факта, баптисты и адвентисты седьмого дня - по 2 факта. Второй по страданию от языка вражды стали православные и около православные религиозные групп - 8 упоминаний (молокане, духоборцы, скопцы, хлысты, беседники и т.п.). После них пострадала Церковь Муна и представители ислама - по два упоминания. От оскорбления языком вражды не ушли католики и буддисты - по одному упоминанию. Кроме этого доставалось и некоторым пространным группам: не православным и нетрадиционным религиозным объединениям.
Тенденции, которые выявились в анализе языка вражды в отношении религиозных групп легко объяснимы тем, что прежде всего языковая агрессия направлена на группу, которая реально "конкурирует" с православием за паству - протестантов.
Надо отметить, что православные газеты не применяют язык вражды против мусульман и буддистов. Этим заняты светские газеты. В нашем исследовании только один раз было выявлено применение языка вражды против ислама - со стороны газеты "Вера". И то в данной статье, информирующей о докладе на Всемирном Русском народном соборе, четко определяется объект языка вражды - ваххабизм. В отношении католиков православные газеты активнее готовы применять язык вражды, ощущая от них большую угрозу для своей традиционной паствы, чем со стороны ислама и буддизма.
Светские газеты, применяющие язык вражды в отношении ислама и буддизма, публикуют интервью с публичными людьми и замечают личностные проявления данных религий для граждан.
Так же надо отметить, что еще против двух религиозных общин не религиозные газеты применяют язык вражды: Свидетелей Иеговы и пятидесятников. В основном причиной этого является активная проповедническая деятельность этих общин. У Свидетелей Иеговы применение механизма "от двери к двери", а у Пятидесятников - приезд зарубежных проповедников и проведение общих собраний с приглашением всех желающих в дорогие залы. Именно это описывают светские газеты в своих публикация в отношении пятидесятников. Что касается Свидетелей Иеговы, то здесь надо добавить такой фактов, как уже сложившееся клише "опасной религии", которая тиражируется СМИ в своих целях.
г) Развитее применения языка вражды во времени
Если пытаться определить этапы использования языка вражды в период всего изучения данной ситуации нашей организацией с 2001 по 2005 год (в 2003 году подробных исследований не велось), то обнаруживаются интересные результаты.
Прежде всего, отмечается резкий рост использования языка вражды. От единичных фактов на каждую газету в 2001-2002 гг., до массовых использований языка вражды в 2004 году. В 2001-2002 гг. из 14 газет, где были обнаружены факты применения языка вражды, было выявлено всего 22 факта, за весь период. Некоторые газеты допускали только по одному факту применения языка вражды. Но если посмотреть качество этих нарушений, то можно обнаружить, что преобладающим будет язык вражды националистической направленности, со стремлением вызвать у сограждан на прямую негативную реакцию на те или иные народы, т.е. более жесткой формы. Когда мы посмотрим факты за 2004 год, то обнаружим, что только за один год в 9 газетах выявлено 43 проявления языка вражды. Но только 20 из них носят характер формы националистического языка вражды, 23 факта носят характер более мягкий - бытового национализма.
Надо отметить, что более жесткую форму языка вражды применяли в 2001-2002 году и религиозные, и светские газеты, а в 2004 году эту форму применяют в основном религиозные газеты. Светские издания применяют в основном мягкую форму языка вражды.
Т.е. газеты меняют свой подход к языку вражды. Журналисты и редактора, культивирующие жесткие формы языка вражды, отторгаются журналистским сообществом. Вырабатывается некоторая этика в этой области.
На одном из круглых столов, проводимых КПК "Мемориал" мне приходилось наблюдать, как главный редактор одной из крупнейших республиканских газет заявил журналистке, использующей жесткую форму языка вражды, чтобы, в случае потери ею работы, она даже не пыталась подавать заявление в его газету, он ее не примет.
Газеты же поддерживаемые религиозными общинами РПЦ в основном имеют свое сообщество журналистов, и их не касается общая тенденция отвержения грубых форм языка вражды.
К сожалению, надо признать наличие очень опасной тенденции - язык вражды все более воспринимается газетами РК, как норма. Как норма необходимая и даже обязательная, определяемая сами устройством русского языка. Начало 2005 года, в этом отношении, не дает ни каких надежд. Уже с начала года СМИ РК применили неоднократно две менее жесткие формы: националистическую и бытово-националистическую и применили их неоднократно, не смотря на то, что КПК "Мемориал" в феврале 2005 года направила главным редакторам газет письма предостережения об использовании языка вражды.
Заключение, вселяющее надежду
В конце данного исследования хотелось бы отметить опасную и одновременно вселяющую надежду тенденцию.
То, что более жесткие формы языка вражды ранее не проникали в широкую публицистику, а были достоянием Интернет-пространства в РК, или исходили из завозимых в РК изданий, издававшихся в других регионах, сегодня, увы, отошло в прошлое.
В газете "Епархиальные ведомости" была опубликована статью "Шовинизм или Православное Богодержавие?" в № 2 (70), апрель 2004 года. Данная публикация носит жесткий характер призывов к насилию и национальной ненависти. Хотелось бы привести основные отрывки из этой публикации.
"Настало время, когда каждый русский, сурово нахмурив брови, должен спросить с поганых врагов за каждую хулу и угрозу, за каждую несжатую полосу:
Как же мы дожили до такого, братцы,
Стонет Русь под гнетом черной саранчи,
Значит, снова русским за оружье браться!
Значит, снова русским доставать мечи!"
И далее:
"...русское" давно стало абсолютным синонимом :святого;, и самим своим существованием не дает воцариться в мире врагу рода человеческого. Новый мировой порядок, инспирированный международной жидомасонской гидрой, раскинул свои сети над всей землей, кроме Царской Православной России. Почему я говорю "Царской" России, когда над Россией сегодня нет Царя? Да потому что Царь наш уподоблен Христу...".
И далее:
"Лишь очень наивные люди могут полагать, что у России нет врагов, как внешних, так и внутренних. Еще в восемнадцатом веке Авелю-Тайновидцу было в молитве откровение о судьбах Державы Российской - о трех лютых игах: татарском, польском, и грядущем еще - жидовском. Когда же Государь Император Павел Петрович возразил, что не бывать Святой Руси под игом жидовским во веки веков, прозорливец заметил:
- А где татары, Ваше Императорское Величество? Где поляки? И с игом жидовским то же будет. О том не печалься, Батюшка-Царь: ХРИСТОУБИЙЦЫ ПОНЕСУТ СВОЕ...
Плен жидовский, начавшийся в 1917 году, не прекращается и поныне. Впрочем, Народ Русский не исключал действия темных сионских сил еще в период Смуты начала XVII века..."
Сама редакция газеты "Епархиальные ведомости" в №3 за 2004 года, испугавшись текста, который они поместили у себя, поместила заметку, что данная публикация не соответствует мнению редакции.
4 мая 2005 года Коми правозащитная комиссия "Мемориал" подала жалобу в Прокуратуру г. Сыктывкара о необходимости возбудить уголовное дело в отношении автора данной статьи, студента КГПИ О.Чуба и редакции газеты "Епархиальные ведомости". О.Чуб лично обратился в КПК "Мемориал" с просьбой отозвать жалобу из прокуратуры, сожалея о содеянном. Прокуратура Сыктывкара, рассматривала это дело и пришла к выводу, что в данном случае причин для возбуждения уголовного дела нет.
Это опасная тенденция и жесткие формы язык вражды, однажды проникнув, могут закрепиться в публицистических изданиях РК. Хотя события вокруг статьи в "Епархиальных ведомостях", в самой редакции, и вокруг автора в прокуратуре г. Сыктывкара вселяют надежду, что в обществе есть некоторая линия, которую даже активные сторонники языка вражды перейти не могут, если они хотят существовать на официальном медийном поле.
Примечания
[1] Сосногорск 2000//Кирпич. 2000. №2.
[2] Крылова Н. Слово не воробей.// Республика-Версия. 2002. 26 октября. №196.