13 ноября 2015 года Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Нью-Йорка (зарегистрированая в США головная структура Свидетелей Иеговы) подало в Конституционный суд России жалобу на положения федеральных законов "О противодействии экстремистской деятельности" (№ 114-ФЗ) и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (№ 149-ФЗ). Поводом к этому стало утверждение Верховным судом запрета официального сайта Свидетелей Иеговы, который был наложен Центральным районным судом Твери в сентябре 2013 года.
В жалобе Свидетели Иеговы просили проверить конституционность ряда положений законов, которыми были обоснованы решения тверского и Верховного судов. Во-первых, в решениях со ссылками на п. 3 ст. 1 и ст. 13 закона "О противодействии экстремистской деятельности" было указано, что этот закон не распространяется на иностранные организации, а признание сайта экстремистским не затрагивает права и законные интересы иностранного Общества Сторожевой Башни, а потому его привлечение к процессу не требуется. По мнению заявителей, такой порядок противоречит принципу равенства всех перед законом и судом и нарушает конституционные права иностранных организаций на охрану интеллектуальной собственности и судебную защиту.
Эту позицию подтверждают выводы экспертизы, которая была проведена к. ю. н, с. н. с. Института государства и права РАН Ириной Лукьяновой. Непривлечение к процессу Общества Сторожевой Башни является в конечном счете нарушением права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Европейской конвенции по правам человека), а отмена Верховным судом решения, принятого по итогам разбирательства с участием владельца сайта, свидетельствует о нарушении права на эффективное восстановление в правах (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека), указала эксперт.
Во-вторых, согласно положениям тех же статей, допускается признание экстремистским целого сайта, даже если на нем опубликовано лишь несколько материалов, признанных экстремистскими. Верховный суд при рассмотрении дела о сайте Свидетелей Иеговы указал, что его "частичное" признание экстремистским "влечет угрозу дальнейшего распространения" на нем экстремистской информации, хотя запрещенные материалы к тому моменту с сайта были удалены. В то же время запрет множества материалов в крупнейших социальных сетях, гораздо более популярных, чем сайт Свидетелей Иеговы, не ведет к блокировке соцсетей в целом. Наконец, в законе вообще не определено, в каких случаях следует запрещать в судебном порядке целые сайты, в каких - отдельные страницы, а в каких применим порядок досудебной блокировки. Свидетели Иеговы указывают, что подобная правовая неопределенность влечет угрозу дискриминационного подхода, что нарушает гарантированные Конституцией права и свободы граждан.
В-третьих, указано в жалобе, законы не содержат процедуры исключения сайта из Реестра запрещенных сайтов и Федерального списка экстремистских материалов, что приводит к ограничению свободы слова.
22 декабря 2015 года КС вынес решение по жалобе Свидетелей Иеговы. В нем, в
частности, говорится, что "признание сайта в сети «Интернет»
экстремистским в целом возможно как в случае систематического размещения на нем
экстремистских материалов, так и в случае, когда такой сайт специально создан
общественным или религиозным объединением, иной организацией, которые признаны
экстремистскими и деятельность которых на территории Российской Федерации
запрещена, в целях распространения информации экстремистского характера".
При этом, пояснил КС, "разрешая вопрос о признании экстремистским
материалом интернет-сайта или его части, суд должен учитывать установленные
федеральным законодателем основные принципы противодействия экстремистской
деятельности и исходить из необходимости наиболее эффективного противодействия
экстремизму применительно к установленным им фактическим обстоятельствам, в том
числе путем устранения причин и условий, способствующих массовому
распространению информации, ранее уже признанной экстремистской". Что
касается исключения сайтов, признанных экстремистскими, из федерального списка
экстремистских материалов и из единой автоматизированной информационной
системы, как связанное с преодолением окончательности вступивших в законную
силу судебных актов, КС ограничился констатацией того, что оно "возможно
в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, <...>
порядок же судебного разбирательства, в том числе определяющий участников
такого разбирательства и их процессуальный статус, оспариваемые
законоположения, равно как и иные нормы названных Федеральных законов, не
устанавливают". Таким образом, жалоба была отклонена, и важные вопросы
правоприменения, затронутые в ней, остались без ответа.
В Астрахани главный редактор коммунистической газеты привлечен к административной ответственности
27 января 2016 года стало известно, что против главного редактора "Астраханской правды", местной партийной газеты КПРФ, Александра Токарева возбуждено административное дело по ст. 20.3 КоАП (пропаганда или демонстрирование нацистской символики).
Поводом послужила картинка, иллюстрирующая опубликованное в №51 от 24 декабря 2015 года заявление Геннадия Зюганова по поводу запрета деятельности Компартии на Украине. На картинке сапог с серпом и молотом попирает человека в нацистской форме со свастикой на рукаве, напоминающего Арсения Яценюка. Заявление вместе с картинкой было републиковано "Астраханской правдой" с сайта КПРФ.
Очевидно, в данном случае авторы картинки и публикации не задавались целью пропагандировать нацизм, а напротив, использовали нацистскую символику как средство полемики, обвиняя в нацистских взглядах своих украинских политических противников. Таким образом, при возбуждении административного дела не учитывался контекст использования изображения, а значит, с нашей точки зрения, обвинения против Токарева неправомерны. Эксперты Центра "Сова" считают, что положения российского законодательства, позволяющие карать за любое демонстрирование нацистской и экстремистской символики без учета наличия или отсутствия пропагандистского контекста, должны быть пересмотрены.
Суд начал рассмотрение иска о ликвидации белгородской общины Свидетелей Иеговы
2 февраля 2016 года Белгородский областной суд приступил к рассмотрению искового заявления и. о. прокурора области о признании религиозной организации Свидетелей Иеговы Белгорода экстремистской и о ее ликвидации. На первом заседании прокуратура ходатайствовала о приобщении к материалам дела брошюр "Священное писание - Перевод Нового мира" (по словам истца, она содержит ссылку на запрещенный сайт www.jw.org), "Как узнать истинных христиан?" (так как она признана экстремистской), "Армагеддон. Что это? Когда он наступит?", "Реален ли Сатана?" и "Музыка. Как она влияет на вас?" ("отсылают читателей" к ссылке, включенной в Федеральный список экстремистских материалов). Прокуратура также ходатайствовала о допросе семи свидетелей, якобы пострадавших от деятельности Свидетелей Иеговы. Сторона защиты возражала против приобщения брошюр и заявила более 10 ходатайств о приобщении документов и вызове свидетелей, но большая их часть судом была отклонена.
Иски о признании экстремистскими общин Свидетелей Иеговы Белгорода и Старого Оскола были поданы в областной суд 30 декабря 2015 года и приняты к рассмотрению 11 января 2016 года. Суд по делу старооскольской общины пока не начался. Ранее, в марте 2015 года, районный суд в Белгороде запретил брошюры "Сын "хочет открыть" отца" и "Была ли жизнь создана". При этом в октябре стало известно, что в некоторых других брошюрах Свидетелей Иеговы, изъятых в Белгороде, эксперты признаков экстремизма не усмотрели.
На данный момент экстремистскими в России признаны общины Свидетелей Иеговы в Таганроге, Самаре и Абинске Краснодарского края, причем в Таганроге за продолжение деятельности общины были осуждены 16 верующих. Добиться ликвидации местной организации в 2015 году собиралась и прокуратура Черкесска. Попытка закрытия общины в Горно-Алтайске окончилась для прокуратуры безуспешно. Первой же еще в 2004 году была ликвидирована московская община Свидетелей Иеговы, причем процесс начался задолго до принятия закона "О противодействии экстремистской деятельности". Общину удалось зарегистрировать снова лишь в 2015 году.
В Центре "Сова" воспринимают преследование Свидетелей Иеговы в России как религиозную дискриминацию и считают неправомерным запрет их текстов.
Сайт "Белорусский партизан" может быть заблокирован в России
3 февраля 2016 года сайт "Белорусский партизан" сообщил, что редакция получила уведомление Роскомнадзора о блокировке сайта на основании требования Генпрокуратуры от 22 июня 2015 года в случае, если в течение суток с его страниц не будет удалена "Памятка для российских туристов, направляющихся на отдых в Крым".
Напомним Генпрокуратура обнаружила в "Памятке" "призывы к осуществлению деятельности экстремистского характера", к которым была отнесена рекомендация соблюдать украинское законодательство и получать разрешение на посещение Крыма у пограничной службы Украины из-за того, что Крым, с точки зрения международного права, является оккупированной территорией. По мнению Генпрокуратуры, в тексте ставятся под сомнение суверенитет и территориальная целостность России.
Из-за "Памятки" ранее был заблокирован сайт Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), попытки оспорить блокировку через суд пока успехом не увенчались. Сообщается также, что на том же основании в июне 2015 года был блокирован форум интернет-издания "Украинская правда".
В Центре "Сова" полагают, что действия Генпрокуратуры и Роскомнадзора неправомерны. В "Памятке" нет призывов к деятельности экстремистского характера. Преследование же за изложение норм международного права является нарушением свободы слова.
Страница YouTube с фильмом "Россия 88" заблокирована и снова разблокирована
3 февраля 2016 года Роскомнадзор внес в список запрещенных сайтов и тем самым заблокировал на территории России страницу YouTube с фильмом Павла Бардина "Россия 88".Эта картина о ненонацистах, снятая в 2009 году, имеет антифашистскую направленность, демонстрировалась в России и была отмечена различными кинематографическими призами.
Решение о блокировке было вынесено Нарьян-Марским городским судом Ненецкого автономного округа по иску местной прокуратуры. Напомним, в 2012 году в Ленинский районный суд Кемерово запретил как экстремистский ксенофобный видеоролик "Россия 88 (Бабулька)", созданный на основе нарезки из сцен фильма Бардина. Прокурор Нарьян-Мара просил суд потребовать заблокировать запрещенный ролик, размещенный на YouTube и Yapfiles.ru, а также в социальной сети "Вконтакте", а заодно с ним и сам фильм Бардина как содержащий фрагменты экстремистского видео. Иск был удовлетворен судом. Как водится, создатели фильма к участию в процессе не привлекались. Этот случай можно было бы рассматривать, как судебную ошибку, которая может быть оспорена. Напомним, в Самаре в свое время рассматривалось дело о признании фильма "Россия 88", в результате прокуратура сама отозвала иск.
Беспокойство вызвал комментарий, данный по поводу сложившейся ситуации пресс-секретарем Роскомнадзора Вадимом Ампелонским: "Суд признал экстремистским не весь фильм, а только его фрагмент, но блокировать отдельные фрагменты мы не можем". Из заявления представителя ведомства фактически следовало, что власти считают допустимой ситуацию, когда пользователи лишаются доступа к художественным произведениям только из-за того, что те были использованы кем-то в незаконных целях. Такой подход грозит большим количеством злоупотреблений в правоприменении.
Однако вечером 3 февраля стало известно, что Роскомнадзор разблокировал доступ к фильму "Россия 88". При этом в ведомстве заявили, что обратились в Генпрокуратуру с обоснованием некорректности принятого в Нарьян-Маре решения. В сообщении Роскомнадзора говорилось, что экстремистским обоснованно признан вырванный из контекста фрагмент фильма "Россия 88", но сам кинофильм "художественными методами препарирует неонацизм как объективное явление социальной действительности" и его можно признать антифашистским, а "следовательно, решение о блокировке полной версии фильма не может быть правомерным". В Генпрокуратуре согласились с этими доводами, в результате чего решение о блокировке было отменено. Каким механизмом воспользовалась Генпрокуратура для того, чтобы разрешить ведомству не исполнять судебное решение, неизвестно.
Начался суд по делу о комментариях атеиста Виктора Краснова в соцсети "ВКонтакте".
4 февраля 2016 года мировой суд Промышленного района Ставрополя начал рассмотрение по существу уголовного дела, возбужденного в отношении местного жителя Виктора Краснова по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств). На первом заседании суд удовлетворил ходатайство защиты о получении от соцсети "ВКонтакте" полной переписки в группе "Подслушано Ставрополь" за 11 и 31 октября 2014 года, а также постановил доставить в суд двоих потерпевших приводом.
Поводом для возбуждения дела против Краснова стали несколько его реплик в городском сообществе в соцсети. Будучи убежденным атеистом, он несколько грубо выразил свое негативное отношение к цитатам из Библии, подшутил над собеседником и вообще заявил, что "Боха нет!", а затем в той же манере выразил свое мнение о Хэллоуине. После этого два его собеседника подали заявления в полицию. По результатам комплексной психолого-лингвистической экспертизы следственный отдел СКР по Промышленному району Ставрополя возбудил дело по ч. 1 ст. 148 УК.
Краснов заявлял, что в июле 2015 года он был принудительно помещен в Ставропольскую краевую клиническую больницу для прохождения судебно-психиатрической экспертизы. В ноябре 2015 года дело было передано в суд. В январе 2016 года во время предварительных слушаний суд отказался удовлетворить просьбу защиты о признании экспертизы недопустимым доказательством и возврате дела прокурору для устранения нарушений.
В Центре "Сова" считают преследование Краснова неправомерным, поскольку в действиях подсудимого не находится состава ст. 148 УК, и расценивают это преследование как нарушение права на свободу совести.
Федеральный список экстремистских материалов дорос до п. 3269
3 февраля 2016 года вновь обновился Федеральный список экстремистских материалов. В него были добавлены пп.3259 - 3269.
Список пополнили материалы наци-скинхедов и исламистов, русофобский текст "ВКонтакте", материалы со страницы сообщества сторонников создания партии национального большинства "Новая сила" в Ставропольском крае, видеоматериалы Правого Сектора и граффити с символикой батальона "Азов".
Блогер угрожал военнослужащим в Сирии, возбуждено уголовное дело
В начале февраля 2016 года в Сосновом Бору возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.282 УК (возбуждение национальной ненависти либо вражды) за видеоролики в соцсети.
Согласно материалам дела, молодой человек на стене своего аккаунта с 1 апреля по 7 декабря 2015 года размещал видеоматериалы "о группе лиц, которые угрожали совершить насильственные действия, направленные в отношении российских военнослужащих, в том числе оказывающих поддержку сирийской регулярной армии на территории Сирии."
Подозреваемый был задержан в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
В Кемеровской области вынесен приговор за за аудиозаписи "ВКонтакте"
5 февраля 2015 года Прокопьевский городской суд Кемеровской области вынес приговор по делу о размещении ксенофобных материалов в интернете.
Суд установил, что в Прокопьевске 22-летний мужчина размещал в свободном доступе в социальной сети «ВКонтакте» с августа 2013 по июль 2014 год "тексты и аудиозаписи, в которых представители некоторых рас и национальностей назывались оскорбительно, содержались призывы к их уничтожению". Молодой человек состоял в различных ксенофобных группах и высказывал одобрение таких идей. Из этих групп он «репостил» на свою страницу понравившиеся материалы.
Как сообщил обвиняемый, "ненависть к «нерусским» у него возникла в процессе общения в социальных сетях, где, как ему казалось, они ведут себя «нагло и бесцеремонно»".
Молодой человек обвинялся по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти либо вражды).
Он полностью признал вину, дело рассмотрено в особом порядке.
Суд признал его виновным и назначил наказание в виде исправительных работ сроком 6 месяцев с удержанием 10 % из заработка в доход государства условно с испытательным сроком 1 год.