8 февраля 2016 года казанский религиовед Раис Сулейманов был вызван на допрос в следственное управление СК России по Татарстану, где ему было объявлено о возбуждении уголовного дела по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные с использованием служебного положения). В его квартире и квартире его матери прошли обыски, были изъяты телефон и компьютерная техника, рабочие записи исламоведа о связях граждан России с "Исламским государством", экземпляры газеты "Русский порядок" и брошюра Александра Баркашова из архива Сулейманова.
Претензии правоохранительных органов вызвали публикации эксперта Института национальной стратегии Сулейманова в соцсетях "ВКонтакте" и Facebook и на ряде других сайтов. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что эксперт с 2011 по 2016 год публиковал материалы, которые свидетельствуют о "якобы наличии в Республике Татарстан бандподполья радикальных исламистов, активных групп национал-сепаратистов и поддержке их большим числом сторонников из числа мусульман и татар, а также со стороны духовенства и представителей власти республики", а также заявлял о "массовом преследовании" русских в Татарстане и существовании в республике "пропаганды национальной исключительности татар".
Дело было возбуждено на основании выводов экспертов, которые сочли, что исследованные ими материалы могут "спровоцировать возбуждение ненависти и вражды между представителями различных взглядов, воззрений, интересов" и "рост социальной напряженности в обществе". По мнению экспертов, в публикациях Сулейманова "негативной оценке подвергаются образ правления, политика, проводимая властями" и противопоставляются "группы „татары“ и „русские“".
Эксперты Центра "Сова" считают, что оценки популярности радикальных течений ислама в Татарстане и критика национальной политики руководства республики сами по себе не могут считаться экстремистскими высказываниями, и преследование за выражение мнений по этим темам можно оценить как наступление на свободу слова. В то же время ранее они замечали, что некоторые тезисы Сулейманова действительно способны возбудить ненависть к представителям "нетрадиционных" религиозных течений. В связи с этим в "Сове" затрудняются оценить правомерность его уголовного преследования.
В конце декабря 2015 года Сулейманов был приговорен к семи суткам административного ареста по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование атрибутики экстремистских организаций), но накануне Нового года Верховный суд Республики Татарстан заменил административный арест на штраф в размере полутора тысяч рублей. Претензии МВД вызвали фотографии с флагами "Исламского государства" и "Хизб ут-Тахрир", опубликованные в соцсети вместе со ссылками на статьи с комментариями эксперта и интервью с ним. В Центре "Сова" выступают против преследований за демонстрирование запрещенной символики без учета наличия или отсутствия пропагандистского контекста. Тогда же, в конце декабря 2015 года, министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин анонсировал скорое возбуждение уголовного дела против Сулейманова на том основании, что он "перешел грань дозволенного".
Единый реестр запрещенных сайтов вырос на 33 пункта
8 и 9 февраля 2016 года в Единый реестр запрещенных сайтов внесены №№ 463-495.
Список пополнили аудиофайлы и тексты песен скинхедов, записи группы "Коловрат", статьи Бенито Муссолини и Германа Стерлигова, исламские материалы.
Пополнился реестр сайтов, заблокированных по закону Лугового
8-10 февраля реестр сайтов, заблокированные по закону Лугового, пополнился пунктами 365-392.
Из 28 заблокированных материалов 20 - страницы, содержащие "Памятку потребителям при посещении оккупированных территорий" (в том числе в переводе на украинский) ОЗПП "Общественный контроль". Кроме этого, в список попали материалы украинских активистов и исламистский сайт.<
В Тамбовской области прокуратура требует установить контент-фильтр в кофейне
11 февраля 2016 года стало известно, что прокуратура Котовска Тамбовской области внесла представление об устранении нарушений законодательства в адрес гендиректора ООО "Гермес-Консалт", которое владеет городской кофейней "Веранда".
Поводом стал тот факт, что кофейня предоставляет беспроводной доступ в интернет, но при подключении не производится проверка возраста, а в сети не установлен контент-фильтр. В результате несовершеннолетние посетители могут свободно найти вредную информацию, в том числе экстремистские материалы, установило ведомство в ходе проверки.
Месяцем ранее прокуратура Тамбовской области сообщала об аналогичном представлении, которое было внесено в адрес руководства кафе "Каскад" в городе Кирсанове.
Центр "Сова" выступает против привлечения к ответственности за отсутствие контент-фильтрации администрации кафе, интернет-кафе, гостиниц и других подобных заведений, поскольку они рассчитаны не только на детей (надзор за которыми осуществляют родители), но и на взрослых пользователей, чьи права не должны ограничиваться.
Чеченская прокуратура выступает против распространения "фотографий, оскорбляющих религиозные чувства верующих"
11 февраля 2016 года прокуратура Чеченской Республики сообщила, что прокурор Ленинского района Грозного обратился в суд с иском об обязании интернет-провайдеров республики ограничить доступ к "экстремистским материалам". Прокуратура в ходе мониторинга выявила в соцсети "ВКонтакте" две страницы, на которой размещены "фотографии, оскорбляющие религиозные чувства верующих". Неясно, о каких фотографиях идет речь, но из сообщения не следует, что они включены в Федеральный список экстремистских материалов.
В Центре "Сова" полагают, что пресечение распространения материалов, "оскорбляющих чувства верующих", создает существенную угрозу свободе слова, а также вступает в противоречие с российским законодательством: ни в одном из российских законов не говорится о запрете на распространение таких материалов как таковых. О судебных же решениях по делам об оскорблении религиозных чувств, которые могли бы повлечь запрет подобных фотографий, неизвестно.
Агентство по делам национальностей предложило механизм срочных внесудебных блокировок
Федеральное агентство по делам национальностей России (ФАДН) разработало поправку к закону "Об информации", которая вводит новый механизм краткосрочной внесудебной блокировки сайтов с информацией, "содержащей призывы к разжиганию или способствующей эскалации межнациональных или межконфессиональных конфликтов". 11 февраля 2016 года законопроект был вынесен на общественное обсуждение.
Разработанный агентством документ предусматривает введение в закон "Об информации" новой статьи, которая описывает порядок подобных внесудебных блокировок. Предполагается, что ФАДН в ходе мониторинга будет обнаруживать недопустимую информацию и направлять соответствующие уведомления в Роскомнадзор. Тот, в свою очередь, в течение 24 часов должен будет направить уведомления провайдерам, хостеру сайта (с требованием "ограничить доступ" к этой информации, то есть, очевидно, удалить ее) и Генпрокуратуре (для принятия решения о блокировке по "закону Лугового").
Провайдеры должны в течение 4 часов с момента получения уведомления ограничить доступ к информации, вызвавшей претензии агентства, либо заблокировать весь сайт. Хостер же в течение суток обязан уведомить владельца сайта о претензиях властей. Через 72 часа после после блокировки информации, которую в Агентстве по делам национальностей сочли опасной, провайдеры должны разблокировать сайт, следует из текста законопроекта.
Инициатива ФАДН представляет собой попытку создать механизм быстрого реагирования на угрозы, выявляемые системой мониторинга и раннего предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, которая реализуется агентством. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что в ведомстве полагают, что промедление при рассмотрении материалов Генпрокуратурой по "закону Лугового" может стать причиной насильственных конфликтов на почве ксенофобии. К тому же, судя по всему, в ФАДН считают, что "закон Лугового" распространяется на призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и участию в несанкционированных митингах, но не на информацию о планировании акций на почве национальной или религиозной ненависти, в том числе нападений. Неясно, однако, почему Роскомнадзору на реагирование в новом механизме отводятся целые сутки.
По мнению экспертов Центра "Сова", внесудебные блокировки ведут к злоупотреблениям со стороны органов государственной власти и наступлению на свободу слова. Корректным механизмом быстрого реагирования на угрозы межэтнических и межконфессиональных конфликтов было бы получение экстренных судебных предписаний о блокировках страниц в интернете.
Страница проекта "Роскомсвобода" внесена в Единый реестр запрещенных сайтов
10 февраля 2016 года хостинг-провайдер проекта "Роскомсвобода" (rublacklist.net) получил уведомление от Роскомнадзора о включении одной из его страниц в Единый реестр запрещенных сайтов. Согласно документу, если авторы проекта не удалят запрещенную информацию о способах обхода блокировок в интернете, российские провайдеры должны будут ограничить доступ к сайту "Роскомсвободы".
Страница на сайте "Роскомсвободы" с изложением способов обхода блокировок в интернете была запрещена решением Анапского городского суда, который постановил, что с ее помощью граждане могут получать "доступ к запрещенным материалам, в том числе и экстремистским". Апелляционная жалоба владельцев сайта была оставлена Краснодарским краевым судом без удовлетворения. "Роскомсвобода" намерена обжаловать это решение в кассационном порядке.
Сведения о средствах восстановления доступа к информации законодательно не запрещены к распространению в России, поэтому решение о блокировке страницы "Роскомсвободы" эксперты Центра "Сова" расценивают как неправомерное.
12 февраля 2016 года администраторы "Роскомсвободы" решили заменить содержимое запрещенной страницы на отсканированное заключение Минкомсвязи, в котором также перечислены инструменты для обхода блокировок. Официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский заявил, что решение суда можно считать исполненным и ресурс будет исключен из реестра.