4 июля 2018 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) начал работу над подготовкой доклада о применении антиэкстремистского законодательства в России и возможных мерах по устранению недостатков соответствующих норм и правоприменения. Доклад должен быть готов к 15 сентября 2018 года, в рамках работы над ним запланирована серия встреч по отдельным направлениям. Напомним, ОНФ занялся рассмотрением антиэкстремистского правоприменения по поручению Владимира Путина, которое последовало за вопросом депутата Госдумы Сергея Шаргунова президенту во время последней прямой линии.
Как сообщается на сайте ОНФ, на первом совещании эксперты ОНФ "призвали представителей научного и адвокатского сообщества, Генпрокуратуры, МВД, Минюста, Роскомнадзора, Верховного суда РФ и журналистов к совместной работе и подготовке предложений в доклад". Отметим, что члены Совета по правам человека при президенте на заседание приглашены не были.
Участники совещания указали, что в корректировке нуждается ст. 20.3 КоАП о пропаганде и демонстрировании нацистской или экстремистской символики, которая запрещает любое такое демонстрирование, независимо от контекста. Они привели примеры преследования граждан по этой статье за публикацию материалов, содержавших изображение нацистской символики, но не направленных на пропаганду нацизма (исторических фотографий, информационных сообщений и т.п.).
Далее были обозначены проблемы, связанные с применением ст. 20.29 КоАП о массовом распространении материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов. Эксперты ОНФ отметили, что список насчитывает около 4,5 тысяч наименований, он никак не систематизирован, а название материалов в недостаточной степени характеризует их содержание, поэтому сориентироваться в том, что именно запрещено, а что нет, рядовому гражданину слишком сложно. При этом случайное и намеренное распространение запрещенных материалов законодательно не разграничено. "Поэтому мы предложили участникам совещания подумать над введением такой дифференциации: если гражданин был впервые замечен в распространении экстремистских материалов, по отношению к нему можно ограничиться наказанием в виде предупреждения. А штрафы применять, только если он продолжит совершать подобные проступки", – сообщила координатор законодательных инициатив ОНФ Наталья Костенко.
Участники совещания затронули вопрос экспертизы по делам об экстремизме. По их мнению, порядок проведения экспертизы должен быть усовершенствован, поскольку экспертные заключения ложатся в основу обвинительных заключений и приговоров суда.
Кроме того, на заседании ОНФ говорилось о том, что правоприменительная практика по делам об экстремизме в значительной степени скрыта от общественности, часто решений судов по делам экстремисткой направленности нет в открытом доступе. Пока журналисты не получают доступа к информации об этих делах и четких комментариев от правоохранительных органов и судов, в публичном пространстве появляются искаженные сведения.
Эксперты ОНФ выдвинули идею о том, чтобы участники совещания представили свои предложения по обновлению постановления пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по уголовным преступлениям экстремистской направленности", которые бы помогли минимизировать практику некорректного толкования судами норм в этой сфере.
При этом присутствовавший на встрече судья Верховного суда РФ Олег Зателепин рассказал о том, что после очередных разъяснений ВС, сделанных в 2016 году относительно необходимости учитывать контекст републикаций, российские суды вынесли семь оправдательных приговоров по уголовным делам об экстремизме. По словам Зателепина, на данный момент в 90% случаев к ответственности по антиэкстремистским статьям привлекают за публикации в интернете. Он также отметил, что сейчас законодатель должен определить, насколько "репосты и лайки" заслуживают криминализации. "Или же может это уже составная часть жизни, что надо пойти по-другому. Потому что, когда явление приобретает слишком массовый характер, его криминализация ни к чему хорошему не приводит", - сказал судья и заявил, что ВС постарается "отреагировать на этот вызов".
Принимавший участие в совещании замдиректора департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк высказался в поддержку предложенного депутатами Шаргуновым и Журавлевым законопроекта о декриминализации ч. 1 ст. 282.
На заседании ОНФ также выступили представители других различных правительственных ведомств и правоохранительных структур.
Так, замначальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России Владимир Макаров заявил: "У нас в 2017 году - 2 млн 58 тыс. преступлений, их них 1,5 тыс. экстремистской направленности, то есть 0,1%". По словам Макарова, по ст. 282 УК о возбуждении ненависти в прошлом году было осуждено 395 человек, из них 37 приговорены к реальным срокам, по ст. 280 УК о публичных призывах к экстремистской деятельности осуждено 108 человек, из них 17 приговорены к лишению свободы (напомним, об официальной статистике правоприменения за 2017 год Центр "Сова" писал здесь). Кроме того, Макаров заметил, что у Экспертно-криминалистического центра МВД разработаны свои методики проведения экспертиз по делам об экстремизме.
Начальник отдела анализа и методического обеспечения деятельности территориальных органов Департамента по делам НКО Минюста Михаил Бабков заявил, что его ведомство включает в Федеральный список экстремистских материалов все меньше пунктов: "В 2016 году 778 материалов включено в список, в 2017 году - 330, в первом полугодии этого года - 119 материалов," - сообщил он, отметив также, что львиная доля экстремистских материалов выявляется в соцсетях. А начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев заявил, что в связи с тем, что количество экстремистских материалов в интернете "увеличивается из года в год", нужно ускорить процесс признания материалов экстремистскими.