5 июля 2018 года информационное агентство Znak.com сообщило, что согласно его источникам, близким к руководству Генеральной прокуратуры РФ, ведомство планирует инициировать расширение процедуры внесудебной блокировки контента на материалы организаций, которые были запрещены как экстремистские или террористические.
В рамках существующего законодательства Генпрокуратура может блокировать по собственной инициативе материалы, содержащие призывы к массовым беспорядкам и участию в несогласованных акциях, осуществлению экстремистской деятельности, материалы нежелательных организаций и "сведения, позволяющие получить доступ" ко всему перечисленному. Технически блокировку осуществляет Роскомнадзор, которому Генпрокуратура направляет соответствующие запросы.
Запрет организации на данный момент не означает, что ее материалы блокируются без суда. Хотя на деле так часто происходит, к примеру, с материалами ИГИЛ, "Хизб ут-Тахрир", запрещенных в России украинских националистических организаций (Правого сектора, УНА-УНСО и др.), Аум Синрикё.
Инициатива Генпрокуратуры является логичным развитием курса ведомства, однако, на наш взгляд, приведет к новым злоупотреблениям в сфере применения антиэкстремистских норм, поскольку мы полагаем, что ряд российских организаций – как политических, так и религиозных, – запрещен в России без должных оснований, а соответственно, блокировка их контента будет неправомерна. Но и в том случае, когда запрет организации правомерен, идея блокировать все ее материалы подряд представляется нам спорной, поскольку далеко не все они могут представлять опасность.