21 июня 2012 года на заседании Общественного совета при прокуроре Москвы представители Рабочей группы по гражданскому участию и правовой реформе Совета при Президенте РФ (НЭПС) по развитию гражданского общества и правам человека вручили прокурору Москвы Сергею Куденееву заключение по делу о привлечении к уголовной ответственности Надежды Толоконниковой, одной из участниц группы "Pussy Riot".
Эксперт НЭПС Юрий Костанов исследовал постановление следователя А. Ранченкова о привлечении Толоконниковой к ответственности по ч. 2 ст. 213 УК, а также проанализировал текст песни, исполненной группой во время "панк-молебна", и пришел к следующим выводам.
Текст постановления следователя не соответствует требованиям УК и УПК РФ, что делает постановление о привлечении Толоконниковой в качестве обвиняемой незаконным. В частности, обвинение в действиях по мотивам религиозной ненависти и вражды, не подтверждаются фактами ("Судя по тексту исполненной ими песни, неприязнь (а возможно, и ненависть) к В. В. Путину и В. М. Гундяеву не носит религиозного характера", а "Эпатажный способ выражения своих взглядов сам по себе не является проявлением ненависти к христианской (равно как и любой другой) религии"). Приписываемое Н. Толоконниковой желание унизить христиан, выразить к ним неуважение и т.д. и посягнуть на сакраментальность церковного таинства…." не подтверждается фактами. "Только очень развитое воображение может из описания совершённого обвиняемыми панк-молебна сделать вывод об их глобальном намерении подорвать устои христианской церкви и, тем более, духовные основы государства", – делает вывод Костанов. Кроме того, обвинение Толоконниковой в совершении преступления "по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы" незаконно, поскольку эта социальная группа не называется. Эксперт отмечает также чрезмерную идеологизацию постановления, нарушающую принцип отделения церкви от государства и равенство конфессий.
"Действия, инкриминированные Толоконниковой, Самуцевич и Алёхиной, хотя и безусловно упречны, но… состава уголовно-наказуемого хулиганства не содержат. До декабря 2011 года эти действия возможно и могли бы квалифицироваться как оскорбление В. В. Путина и В. М. Гундяева, однако после декабря прошлого года это стало невозможным - в декабре 2011 года оскорбление было декриминализировано: в соответствии с федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ статья 131 (Оскорбление) Уголовного кодекса утратила силу", – пишет Ю. Костанов.
Эксперт НЭПС сделал также выводы, что обвинение Толоконниковой основано на предположении и не подтверждается фактами, уголовная ответственность за "противопоставление себя православному миру" действующим российским законодательством не предусмотрена, а использование термина "православие" как синонима слова "христианство" допустимо лишь в случае, если оно не сопровождается умалением других христианских конфессий.