24 сентября 2018 года адвокат "Открытой России" Сергей Бадамшин направил председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву кассационные жалобы на приговоры, вынесенные Антону Носику и Евгению Корту по ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти). Ранее ВС отказал в передаче этих жалоб для рассмотрения в кассационную инстанцию, но, как указывает Бадамшин, председатель ВС может не согласиться с этими решениями, подобную возможность предусматривает ст. 401.8 УПК.
Возможность пересмотра решений ВС Бадамшин связывает с новыми разъяснениями относительно применения ст. 282 УК, сделанными Верховным судом 20 сентября 2018 года и описывающими критерии оценки общественной опасности интолерантных публичных высказываний.
"Пленум Верховного суда дал новые разъяснения по применению 282 статьи УК, посмотрим, как сам Верховный суд их выполнит" – заявил адвокат.
Напомним, умерший в 2017 году блогер и медиаменеджер Антон Носик был осужден по ст. 282 УК в 2016 году. Пресненский районный суд Москвы приговорил его к штрафу в размере 500 тысяч рублей, Мосгорсуд оставил приговор в силе, но снизил сумму штрафа до 300 тысяч рублей. Поводом послужило то, что в 2015 году в своем посте в "Живом журнале" Носик призвал проводить ковровые бомбардировки сирийской территории до полного разрушения гражданской инфраструктуры страны и оценил гибель мирных жителей, в том числе детей, как заслуженную, а потом в эфире "Эха Москвы" подтвердил, что поддерживает убийство женщин, детей и стариков в ходе военной операции в Сирии, поскольку они в конечном счете представляют опасность для Израиля.
Евгений Корт был приговорен Зеленоградским районным судом по ч. 1 ст. 282 УК к году колонии-поселения, но затем Мосгорсуд заменил ему лишение свободы штрафом в размере 200 тысяч рублей. Корт был наказан за републикацию в соцсети "ВКонтакте" одного изображения – расистского коллажа из аккаунта известного ультраправого Максима Марцинкевича (Тесака).
Оба дела послужили поводом для обращения защиты в Конституционный суд с жалобами на несоответствие положений ст. 282 УК Конституции, обе жалобы не были приняты к рассмотрению.
С нашей точки зрения, в обоих этих случаях необходимости в уголовном преследовании не было. Высказывания Носика содержали призывы к войне и утверждения о неполноценности сирийцев и могли возбуждать вражду по отношению к этому народу, но не представляли реальной опасности: враждебное отношение к сирийцам не распространено в российском обществе, а призывы к бомбардировкам были обращены к правительствам стран, на решения которых мнение Носика не оказывало никакого воздействия. Что касается дела Корта, то публикация одного изображения, на наш взгляд, не являлась достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности.