Новости по теме

ЕСПЧ рассмотрел жалобу на отказ в регистрации НБП как политической партии и ее ликвидацию

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Страсбургский суд счел, что Россия нарушила право нацболов на свободу ассоциаций. Однако жалоба не касалась запрета Национал-большевистской партии как экстремистской организации.

14 сентября 2021 года Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе нескольких членов Межрегиональной общественной организации "Национал-большевистская партия" (МОО "НБП") на ее ликвидацию, а также отказ в регистрации НБП как политической партии. Заявителями жалобы "Савенко и другие против России" выступили Александр Аверин, Алексей Волынец, Андрей Дмитриев, Сергей Фомченков, а также дети покойного лидера НБП Эдуарда Лимонова (Савенко), Александра и Богдан Савенко. 

Напомним, Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова была зарегистрирована как общественная организация в 1993 году и на протяжении многих лет, начиная с 1998 года, пыталась получить регистрацию в качестве политической партии, которая позволила бы ей участвовать в выборах, однако всякий раз получала отказ. Так, Таганский районный суд Москвы 13 апреля 2006 года признал законным решение Федеральной регистрационной службы об отказе в регистрации НБП как партии, то же сделала и судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 15 июня 2006 года.

29 июня 2005 года Московский областной суд вынес решение о ликвидации МОО "НБП" с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц из-за нарушения закона об общественных объединениях. Это постановление было обжаловано, и 16 августа 2005 года Верховный суд РФ отменил его. Однако в конечном итоге, 15 ноября 2005 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации поддержала решение о ликвидации, и оно вступило в силу. 15 февраля 2006 года пятеро членов ликвидированной организации обратились в ЕСПЧ с жалобой по этому поводу.

Следует отметить, что деятельность НБП после этого фактически продолжилась и 19 апреля 2007 года по решению Московского городского суда МОО "НБП" была признана экстремистской организацией на том основании, что в начале 2007 года ей было вынесено три предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности, ни одно из которых не было обжаловано. Однако вопрос о запрете НБП как экстремистской организации ЕСПЧ не рассматривал и специально указал, что события, которые послужили поводом для такой меры (в частности публичные акции, которые были расценены в России как воспрепятствование законной деятельности органов власти, сопряженное с насилием и угрозой насилия, массовые беспорядки и пропаганда экстремизма), произошли уже после череды отказов НБП в регистрации и после того, как организация была ликвидирована – т.е. после того, как власти предприняли действия, обжалованные заявителями. 

Рассматривая жалобу "Савенко и другие против России", Страсбургский суд пришел к выводу, что Россия нарушила право заявителей на свободу ассоциаций, гарантированное ст. 11 Европейской конвенции по правам человека, поскольку национальные суды не привели оснований, достаточных для отказа партии в регистрации. Российский закон о политических партиях действительно не допускает создания партий по признаку национальной принадлежности. Но суды не смогли представить убедительных доводов в пользу того, что НБП была создана именно на такой основе, а деятельность партии угрожала мирному сосуществованию национальных сообществ и могла привести к дискриминации по национальному признаку. Таким образом, отказ НБП в регистрации, с точки зрения ЕСПЧ, был необоснован.

Ликвидацию МОО "НБП" лишь на том основании, что она не подавала вовремя отчеты о своей деятельности и не привела название, которое не должно было содержать слова "партия", в соответствие с требованиями закона об общественных объединениях, ЕСПЧ назвал непропорциональной мерой, которая не может считаться необходимой в демократическом обществе. Таким образом, право заявителей, гарантированное ст. 11 Конвенции было нарушено и в этом случае. ЕСПЧ счел, что Россия должна выплатить заявителям сумму, эквивалентную 10 тысячам евро в качестве компенсации морального ущерба.

Следует, впрочем, отметить, что судья ЕСПЧ Мария Элосеги выступила с особым мнением по жалобе "Савенко и другие против России". Она указала, что если бы российские суды не сосредоточились на формальных вопросах, а подробно рассмотрели деятельность НБП, они бы смогли найти немало доказательств националистической природы этой организации и ее склонности к насилию.

15 декабря 2021 года стало известно, что правительство России просило передать жалобу на рассмотрение Большой палаты ЕСПЧ. 17 января 2022 года стало известно, что в удовлетворении этой просьбы было отказано.