В январе 2009 года Верховный Суд РФ опубликовал на своем сайте решение по жалобе партии "Союз правых сил" СПС на отказ признать недействительными результаты выборов в Государственную думу, прошедших 2 декабря 2007 года.
Основной сюжет жалобы СПС и судебного рассмотрения - незаконные изъятия агитационных материалов партии в период выборов в Государственную Думу. Всего было изъято 36 миллионов экземпляров - от наклеек до газет.
Эти материалы временно изымались под разными предлогами, в том числе из-за предполагаемого административного нарушения правил издания и из-за подозрения на экстремистское содержание этих материалов. Причем эти подозрения могли в разных регионах выдвигаться по отношению к одному и тому же материалу. Речь идет, в основном, о печатном материале под названием "Проблема № 1". В каких-то случаях в результате обжалования изъятия материалы возвращались быстро, в каких-то других были возвращены только после выборов.
Верховный Суд признал незаконное изъятие почти 18 миллионов экземпляров, но счел это недостаточным основанием для пересмотра итогов выборов.
Единственный случай, упоминаемый в решении ВС, и касающийся экстремистской деятельности, относится к Удмуртии: "Не нашло подтверждения в судебном заседании утверждение заявителей о незаконном изъятии у партии "СПС" агитационного материала с названием "Проблема № 1" в количестве 1019 000 экземпляров в Удмуртской Республике. Согласно сообщению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2007 года изъятие агитационного материала произведено сотрудниками органов внутренних дел г. Ижевска в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности о наличии в нем призывов к осуществлению экстремистской деятельности. По результатам проверки органами прокуратуры 29 ноября 2007 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием признаков преступления, предусмотренного статьей 281 УК РФ. При таком положении, учитывая, что изъятие этого агитационного материала партия "СПС" в установленном порядке в соответствующем районном суде не оспаривала, суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами заявителей о незаконности изъятия этих агитационных материалов."
Таким образом, ВС не спорит с тем, что милиция изъяла миллион экземпляров только по подозрению в экстремизме, даже в отсутствие уголовного дела (которое так и не было возбуждено). ВС не готов признать это действие незаконным только на основании того, что СПС не оспорил действия милиции в суде, а по существу сверхподозрительность ижевской милиции не получила никакой оценки Верховного Суда.
Между тем, изъятие тех же материалов по подозрению в экстремизме наблюдалось также в Самарской, Оренбургской и Ульяновской областях.
Таким образом, Верховный Суд, пусть и не прямо, заявил, что считает допустимой практику массового изъятия материалов до каких-то бы то ни было экспертных заключений или без какой-либо связи с делами об экстремистской деятельности, только по подозрению сотрудников прокуратуры.
Закон о противодействии экстремистской деятельности не дает прокуратуре столь широких полномочий, и, на наш взгляд, Верховный Суд, даже вне зависимости от решения об избирательной кампании, также мог бы внимательнее рассмотреть эти ситуации.