Верховный суд согласился с важным аргументом Олега Степанова, отстраненного от выборов за "причастность" к экстремистской организации, но не стал удовлетворять его кассационную жалобу.
4 октября 2021 года экс-глава московского штаба Навального Олег Степанов опубликовал в Twitter фрагмент определения Верховного суда России по своей кассационной жалобе.
22 июня избирком запретил Степанову открывать избирательный счет для выдвижения в Госдуму. Отказ был основан на введенном накануне запрете на участие в выборах для лиц, "причастных" к деятельности организаций, признанных экстремистскими и террористическими. Избирком счел, что суд ранее установил причастность Степанова к деятельности запрещенных организаций в решении о признании экстремистскими Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), Фонда защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабов Алексея Навального.
Степанов в жалобе в Мосгорсуд утверждал, что решение о запрете ФБК, ФЗПГ и штабов Навального от 9 июня 2021 года на тот момент еще не вступило в силу. Избирком же полагал, что раз в части прекращения деятельности организаций это решение подлежало немедленному исполнению, то и в отношении лиц, причастных к их деятельности, "непринятие решений привело бы к нанесению значительного ущерба охраняемым интересам и нарушению прав избирателей", поскольку позволило бы кандидатам ввести избирателей в заблуждение относительно своего статуса. Мосгорсуд 9 июля принял сторону избиркома.
20 августа Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу Степанова. Суд отметил, что немедленное исполнение не вступившего в законную силу судебного решения не наделяет его неопровержимостью, общеобязательностью, преюдициальностью. Иными словами, оно нетождественно вступлению в законную силу. Тем не менее, Верховный суд отказал Степанову в удовлетворении кассационной жалобы, так как решение о запрете структур Навального фактически все равно вступило в силу 4 августа и лишило его пассивного избирательного права еще до дней проведения выборов.
ФБК, ФЗПГ и штабы Алексея Навального были признаны экстремистскими организациями 9 июня 2021 года. Мы считаем, что законных оснований для запрета организаций Навального как экстремистских нет. Подробнее с нашей позицией можно ознакомиться здесь. Мы также полагаем, что поправки, запрещающие "причастным" к деятельности экстремистских организаций участвовать в выборах чрезмерно ограничивают свободу ассоциаций.