16 мая 2007 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, направленный на очередное ужесточение наказание за экстремистскую деятельность.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный Кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, и закон "О противодействии экстремистской деятельности".
Обращает на себя внимание чрезмерное ужесточение наказания и откровенная направленность против активистов политической оппозиции и общественных организаций целого ряда статей УК, в редакции, предлагаемой депутатами.
Так, за организацию и участие в массовых беспорядках (ст. 212) по "экстремистским" мотивам наказание планируется увеличить с 10 до 12 лет лишения свободы. С учетом внесения в "экстремистскую" мотивацию "идеологической" и "политической" ненависти, на наш взгляд, эта поправка прямо направлена на преследование активистов политической оппозиции, а также против организаторов и участников "Маршей несогласных". Вероятно, то же можно сказать и об ужесточении наказания по ст. 213 ("Хулиганство"), правда оно не выглядит столь разительным (наказание повышается с семи до восьми лет). Редакция же ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"), которую планируется переименовать в "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и публичное оправдание такой деятельности" с одновременным увеличением наказания с трех до шести лет лишения свободы, также позволяет преследовать нелояльных власти общественных активистов. При этом законопроект предусматривает примечание к данной статье УК, указывающее, что "В настоящей статье под публичным оправданием экстремистской деятельности понимается публичное заявление о признании экстремистской деятельности правильной, нуждающейся в поддержке и подражании"
Например, предлагается изменить редакцию ст.1 закона в части, о клевете на "лицо замещающего государственную должность", которая предполагает доказательства факта клеветы в суде, на следующую формулировку: "публичное заведомо ложное обвинение лица замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в период исполнения им своих должностных обязанностей в совершении деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением". Таким образом из закона убирается необходимость доказательства клеветы в суде. Это выглядело бы вполне логичным при сохранении в определении прямого указания на уголовное преступление - "клевета". Но вместо этого слово "клевета" заменено на его расширенное определение, данное в УК - "публичное заведомо ложное обвинение...". И это также создает опасность преследования политических активистов за критические высказывания в адрес государственных чиновников.