4 июля 2007 года Московская городская дума приняла в последнем чтении поправки в Избирательный кодекс Москвы. Законопроект внесен депутатом от "Единой России" Татьяной Портновой. Первое чтение состоялось 6 июня 2007 года.
Избирательный кодекс планируется дополнить положениями, ограничивающими пассивное избирательное право для лиц, имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также "преступлений экстремистской направленности".
Принятые поправки запрещают избираться людям, подвергнутым административному наказанию по ст. 20.3 КоАП ("пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики"), "если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию".
Кроме того, уже зарегистрированный кандидат может быть снят с выборов, если суд установит признаки экстремизма в его агитационной деятельности.
В законе предусмотрен механизм наказания кандидатов за экстремизм задним числом. В статье 87, в пункте 7.7 описывается процедура аннулирования регистрации кандидата в депутаты за экстремистскую деятельность, имевшую место до начала избирательной кампании, точнее - за период, равный каденции, на которую кандидат баллотируется. Вот формулировка этого пункта:
7. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
7) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в пункте 4 части 10.1 статьи 4 настоящего Кодекса (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
Предложенные изменения являются приведением регионального законодательства в соответствии с законодательством федеральным (подобный закон, вступивший в силу 26 апреля 2007 года был рассмотрен государственной думой в марте-апреле 2007).