Новости по теме

Антиэкстремистские поправки приняты в третьем чтении. Краткий комментарий

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

6 июля 2007 г., на своем последнем перед каникулами заседании, Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки к антиэкстремистскому законодательству, которые мы уже подробно комментировали.

Текст законопроекта к третьему чтению изменился лишь в некоторых технических деталях.

Не повторяя собственные комментарии, можно резюмировать следующим образом.

Законопроект существенно сокращает и, тем самым, улучшает определение экстремистской деятельности, устраняя целый ряд опасных несообразностей, хотя, к сожалению, далеко не все.

Предлагается явно излишний запрет на упоминание признанных экстремистскими организаций без упоминания факта такого признания.

В законопроекте есть некоторые другие недостатки. В частности, Правовое управление Думы по-прежнему не одобряет новую редакцию ст. 213 УК ("хулиганство"). Кроме того, законопроект распространяет возможность прослушивания телефонных разговоров с обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях также и на обвиняемых в преступлениях средней тяжести, вне зависимости от того, имеет ли дело отношение к экстремизму.

Законопроект вводит признак политической, идеологической ненависти или вражды и ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы отягчающее обстоятельство, применимое к любым преступлениям, а также как квалифицирующий признак в целом ряде статей УК. Такое расширение понятия "мотив ненависти", очевидно, не лишено оснований, и столь же очевидно, что здесь открывается слишком широкое поле для злоупотреблений. В качестве разумного компромисса можно предложить введение только мотива политической и идеологической вражды и только как квалифицирующего признака по тяжким и особо тяжким преступлениям против личности.

Законопроект не содержит изменений, которые можно было бы признать срочными. Поэтому законопроект было бы вполне реально поправить, если бы Совет Федерации обратил внимание на перечисленные проблемы и законопроект был бы доработан в порядке согласования между палатами.

Ссылки на данную статью [3]