2 декабря был внесен в Государственную Думу РФ, а 5 декабря 2008 года - принят в первом чтении федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму", в одной из статей которого предлагается исключить из Уголовно-процессуального Кодекса РФ возможность рассмотрения судом присяжных ряда преступлений.
Речь идет о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 205 (террористический акт), 206 ч.ч. 2-4 (захват заложника), 208 ч. 1 (организация незаконного вооруженного формирования), 212 ч.1 (организация массовых беспорядков), 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 281 (диверсия).
Часть из этих преступлений (например, организация массовых беспорядков, насильственных захват власти и др.) могут лишь косвенно быть связаны с терроризмом.
Мы крайне отрицательно относимся к лишению суда присяжных любых полномочий. Кроме того, зачастую суды по экстремистским делам проходят в закрытом режиме, и полное исключение из процесса присяжных может привести к значительному росту неправомерного правоприменения.
10 декабря закон был принят во втором, а 12 - в третьем чтении. В окончательном тексте законопроекта дела по по вышеперечисленным статьям должны рассматривать коллегии из трех судей.
17 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации.
24 декабря 2008 года член Общественной палаты адвокат Генри Резник выступил с инициативой обратиться к президенту Медведеву с просьбой не подписывать закон. Он напомнил, что Общественная палата провела свою экспертизу законопроекта, признав его антиконституционным.
30 декабря 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон.