9 июня 2010 года Московская городская дума приняла в последнем чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ужесточающий антиэкстремистское законодательство и ограничивающий права суда присяжных.
Теперь законопроект будет внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.
Мы уже высказывали наше мнение по первой редакции законопроекта - об очередной попытке ужесточить антиэкстремистское законодательство и ограничить компетенцию суда присяжных. Напомним, сам законопроект в первой редакции предполагал изменения УК РФ, КоАП РФ и УПК РФ.
По сравнению с первоначальной версией в законопроекте появилось существенное дополнение - фактически уже после принятив я первом чтении в него была добавлена часть, посвященная изменению еще одному закону - Закону о СМИ (отметим, что сама возможность столь кардинального изменения законопроекта по сравнению с первым чтением кажется нам сомнительной).
Как отмечается в официальном пресс-релизе Мосгордумы, "если в первой редакции предлагалось установить ответственность в виде различного рода штрафов за распространение журналистами непроверенной, недостоверной информации, то сейчас запрещается распространять сведения о национальной, расовой и религиозной принадлежности лиц, вовлеченных в преступление".
Это означает, что Мосгордума фактически реанимировала свой же скандальный законопроект 2007 года, благополучно похороненный в Государственной Думе еще до первого чтения (последнее, что о нем известно - это то, что первое его чтение было назначено (но не состоялось) на 25 июня 2009 г. и что на этом заседании его собирались отклонить).
Отметим, что мы считаем подобный законопроект во-первых, бессмысленным, во-вторых - опасным для общества.
Бессмысленным, поскольку запрет на указание той или иной информации в журналистских текстах будет при желании легко обойден (и, собственно, уже давно обходится), а ксенофобный окрас публикаций при этом не исчезнет. Ведь ничто не мешает журналисту вместо "таджик" написать "среднеазиат" и т.п.
Общественно опасной эта инициатива является потому, что тотальный запрет на упоминание этничности пострадавших в криминальных эпизодах (что, судя по комментарию депутата Мосгордумы Александра Семенникова и по мониторинговой практике Центра "СОВА", уже реализуется в Москве) не позволяет, в частности, идентифицировать преступления, совершенные по мотиву ненависти. Бывают ситуации, когда значимой также является и этническая принадлежность преступника.
Мы не говорим уже о том. что и в целом эта законодательная инициатива сама по себе является очередным покушением на свободу слова.
Примечание. Отметим, что на официальном сайте Мосгордумы текст законопрокта представлен в первоначальной редакции без каких либо последующих поправок.