20 июня 2011 года лидер ЛДПР Владимир Жириновский, депутаты фракции Сергей Иванов и Максим Рохмистров внесли в нижнюю палату парламента законопроект № 565952-5 "О признании утратившими силу ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и отдельных законодательных актов Российской Федерации в области противодействия экстремистской деятельности".
Депутаты мотивируют необходимость отмены федерального закона тем, что практика его применения свидетельствует о том, что силовые органы "превратно понимают вопросы обеспечения безопасности страны, нередко нарушая права и свободы граждан".
Так, по мнению депутатов, из-за нечеткости формулировок закона о противодействии экстремистской деятельности в России сложился механизм цензуры, подобного которому "не было ни в царское время, ни в годы советской власти", и который сделал возможным запрет "более 800 печатных изданий".
В пояснительной записке к законопроекту парламентарии также отмечают, что в экстремизме зачастую обвиняют религиозные объединения, которые не имеют никакого отношения к противоправной деятельности.
Кроме того, депутатов не устраивает положение ст. 1 Федерального закона о противодействии экстремистской деятельности, согласно которой к экстремизму относится предоставление лицам, занимающимся экстремистской деятельностью, телефонной связи или оказание им информационных услуг: "Таким образом, в экстремистской деятельности может быть обвинен гражданин, одолживший для звонка телефон, или оператор, предоставляющий информационные услуги по интернету. Формулировки, содержащиеся в законе, позволяют при желании объявить экстремистом практически любого человека по многим надуманным основаниям".
Члены ЛДПР считают, что недостатком закона является и то, что в нем "к экстремистской отнесена деятельность, которая должна быть отнесена к терроризму – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации".
Возможность отмены федерального закона депутаты мотивируют также тем, что содержащиеся в нем "нормы об ответственности за экстремистскую деятельность имеют такую юридическую конструкцию, при которой привлечение к такой ответственности, с одной стороны, невозможно без применения иных законодательный актов, прямо устанавливающих ответственность (в частности, УК, КоАП), а с другой стороны, применение этих актов в части ответственности по конкретным составам правонарушений не требует использования правовых норм Федерального закона".
Законопроект ЛДПР предполагает упразднение самого федерального закона, а также всех внесенных в него изменений. Как отмечают парламентарии, "внесения изменений в иные законодательные акты не потребуется".
Мы положительно оцениваем инициативу по отмене закона о противодействии экстремистской деятельности. Мы согласны с большинством доводов парламентариев, в том числе с претензиями к нечеткости формулировок закона, и также считаем, что, учитывая наличие антиэкстремистских статей в УК и КоАП, его существование не оправдано. Однако проект ЛДПР имеет декларативный и непродуманный характер: закон о противодействии экстремистской деятельности нельзя отменить, не внося изменений в другие нормативные акты, поскольку отсылки к нему содержатся в законах о СМИ, об общественных организациях, о свободе совести, а также в статьях УК и КоАП. Так, при отсутствии федерального закона формулировка ст. 280 УК РФ в своем нынешнем виде просто утратит смысл.Кроме того, нельзя не отметить, что, весьма возможно, мотивы либерал-демократов выходят за пределы стремлений к совершенствованию законодательства. Последнее время партия Владимира Жириновского активно сотрудничает с представителями националистических движений. Так, непосредственно в день выдвижения законопроекта в Думе ЛДПР провела круглый стол, посвященный "русскому вопросу". В частности, прозвучала идея о необходимости создания некоего "Русского комитета", призванного защищать права русских. "Мы можем облечь идеи, касающиеся защиты прав русского народа, в законодательную форму", - пояснил депутат фракции Сергей Иванов, описывая возможный круг деятельности подобного комитета. В связи с этим нам представляется уместным подчеркнуть, что, одобряя идею отмены федерального закона и призывая к совершенствованию прочих норм, относящихся к сфере борьбы с экстремизмом, мы убеждены в необходимости существования законодательства, направленного против идейно мотивированного насилия (в том числе - расистского), а также связанной с ним пропаганды и организационной деятельности.