15 ноября 2012 года стало известно, что члены Совета Федерации РФ Константин Добрынин, Борис Шпигель и Александр Савенков разработали законопроект о недопустимости реабилитации нацизма и героизации нацистских преступников. По словам Добрынина, законопроект предполагается внести проект в Государственную Думу до конца 2012 года.
Инициатива сенаторов заключается во внесении поправок в ст. 282 УК, криминализирующих любое использование нацистской и схожей с ней символики, значков, формы, приветствий, жестов и других атрибутов, ассоциирующихся с Третьим рейхом. За нарушение нормы закона предполагается штраф в размере от 300 тысяч рублей, исправительные работы либо лишение свободы сроком до двух лет.
Для проведения экспертизы нарушений предполагается работа государственной и общественной комиссий.
Кроме того, по мысли авторов законопроекта, следует создать уполномоченный орган по противодействию реабилитации нацизма, который бы занимался регулярным мониторингом и готовил ежегодные доклады, а также информировал о нацистских организациях и персоналиях.
Инициатива членов СФ представляется нам, мягко говоря, неактуальной.
В Российской Федерации действуют нормы КоАП, регулирующие преследование за использование нацистской символики и атрибутики, и поправки к ст. 282 (содержащей наказание за уголовные преступления) ничего не улучшат в плане противодействия реальному неонацизму в стране.
Кстати, напомним, что 4 июля 2012 года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"", предусматривающий ужесточение ответственности за экстремистскую символику. Этот законопроект представляется нам неудачным, однако он явно шире планирующихся поправок, и, кроме того, есть вероятность, что в ходе второго чтения формулировки будут скорректированы. В частности, это относится к расширительной формулировке ч. 1 ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики), которая допускает преследование граждан, продемонстрировавших свастику, не имея целей пропаганды нацизма. Логично было бы дополнить ст. 20.3 КоАП примечанием, освобождающим от ответственности по этой статье - "случаи использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в научных исследованиях и энциклопедических статьях, а также в аудиовизуальной и печатной продукции, не содержащей признаков пропаганды и (или) оправдания нацизма и фашизма" (такое примечание содержится в проекте поправок в законодательство о противодействии экстремистской деятельности, разработанном Минкомсвязи). Таким образом, оговорка авторов нового законопроекта, что запрет на демонстрацию нацистской символики не коснется художественных произведений и воинских захоронений, которую сенаторы представляют как новацию, имеет шанс появиться в законах, принятых раньше разрабатываемого.
Кроме того, образование еще одного уполномоченного органа, по нашему мнению, избыточного и малофункционального, выглядит попыткой забюрократизировать процесс и получить дополнительное финансирование.
Однако наибольшие опасения внушает формулировка "нацистской и схожей с ней" символики и атрибутики. Она может быть истолкована как угодно расширительно, и под преследование подпадут не только граждане, продемонстрировавшие коловрат, но и буддисты, и, к примеру, фанаты "Торпедо", носящие шарфы с эмблемой клуба – шестеренкой, и, конечно, сторонники "Другой России" в красных майках с серпом и молотом в круге, и, при желании, пионеры, если вдруг им придет в голову поднять руки в традиционном салюте.